Вчера вечерний Омск погрузился в «Ночь искусств». К культурной акции присоединились почти все музеи, театры и библиотеки города, между которыми допоздна перемещались группы ценителей прекрасного. Выбор был широким, вход повсюду — свободным, и сетовать оставалось только на то, что мероприятия в разных местах проходили в одно и то же время.
Одна из самых интригующих (и поздних) программ была в драмтеатре, где обещали погружение в события революционного Омска с участием адмирала Колчака и «короля писателей» Антона Сорокина. Прогуляться по закулисью в сопровождении этих персонажей изъявили желание несколько сотен человек, столпившихся к десяти часам вечера у входа в театр.
Желающих оказалось в разы больше, чем был способен вместить в себя драмтеатр. На входе «разыгрывали» билеты, которые определяли дальнейший маршрут — либо Колчак, либо Сорокин. Их пути, как и в реальности, проходили в одних и тех же декорациях, но ни разу не пересеклись.
В помещение смогли пройти только те, кто пришел пораньше и стоял ближе к входу. Им раздали пропуски двух цветов, разделили в соответствии с ними на две группы и, наконец, впустили в фойе. А перед доброй половиной собравшихся двери захлопнулись. «Несчастливчикам» в утешение могли предложить только прийти на концерт после экскурсий, который намечался через 1,5 часа. Впрочем, многие не стали дожидаться и отправились в соседний музей им. Врубеля.
В фойе гостям предстали по очереди оба героя-антагониста — Верховный главнокомандующий Александр Колчак и поэт-футурист Антон Сорокин, самопровозглашенный «король писателей», чьи симпатии были на стороне «красных». Их роли сыграли молодые артисты омской драмы Артем Ильин (Колчак) и Иван Курамов (Сорокин). Герои увели за собой каждый свою группу.
Корреспондент портала Om1.ru большую часть времени провел на маршруте Колчака. «Белый*» адмирал не был экскурсоводом — по сюжету он жил своей жизнью в революционном Омске, и зрители лишь иногда могли наблюдать сценки с его участием. Так, он на пару минут появился в ложе драмтеатра, откуда смотрел спектакли в 1918 году. По легенде, по бокам от нее тогда стояли пулеметы, но в театре заверили, что это вымысел. Зрителям лекции о судьбах героев читали сотрудники театра Юлия Ескина и Александрина Шаклеева.
Проходя между локациями, посетители застали сцену допроса адмирала революционными властями. Допрос начался до и продолжился после того, как гости попали в «камеру», оборудованную в Камерном зале. Казалось, зрители захватили фрагмент спектакля или, вернее, его репетицию.
В «трюме» театра под самой сценой разыгрался поэтический баттл. Участники, оба в коронах на головах, экспрессивно читали стихи, разбрасывая листки бумаги по помещению.
Группы, не пересекаясь, но иногда шагая след в след друг другу, бродили по полутемным застенкам, останавливаясь в некоторых точках. Там продолжался рассказ о героях, можно было нарисовать революционный плакат и пофотографироваться в помещениях, куда обычно посторонним вход воспрещен.
Прогулки прерывались неожиданными перформансами с красноармейцами.
Оба маршрута ближе к полуночи соединились в главном зале. Там сюжет «Ночи искусств» все же внес коррективы в судьбы своих героев — Колчак и Сорокин встретились на сцене и обняли друг друга, чего никогда не могло быть в жизни.
Вечер завершился концертом группы «Друзья L.O. S.S.I», которую организовали артисты драмтеатра. Они играли на сцене живую музыку под видеоряд революционных хроник.
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом
Фото: Екатерина Чаплинская