om1.ru
Марш независимых: фестиваль американского кино в «Славе» В кинотеатре «Слава» завершился 12-й фестиваль американского кино.

Марш независимых: фестиваль американского кино в «Славе»

В кинотеатре «Слава» завершился 12-й фестиваль американского кино.
24 октября 2017, 12:35

Казалось бы, подобный фестиваль проходит в наших кинотеатрах круглый год, но не всё так просто — именно на «Амфесте» показывают работы независимых кинематографистов, не больших голливудских студий, не блокбастеры, а нечто более тонкое, авторское, отвечающее критериям высокого искусства, а не просто массовая «развлекалочка». Чаще всего фильмы здесь по крайней мере заставляют о чём-то задуматься. Om1.ru посмотрел на фестивале четыре картины и составил о них собственное мнение.

Медвежий угол психики

«Приключения медведя Бригсби» — хотя и драма, но забавное и неторопливое «кино про кино». Очень странный сюжет и очень странный замысел. Сначала даже думаешь, что это фантастика — герои как будто живут в мире после ядерной войны. Ан нет — мир оказывается обычным, вот персонажи очень чудаковатые. Но тут пора объяснить сюжет. Согласно нему родители главного Джеймса (Кайл Муни) Марк и Эйприл живут с ним в неком бункере, откуда, впрочем, ему иногда можно выходить. Но… в какой-то момент они оказываются не его настоящими родителями, так как просто похитили его у другой семьи в раннем детстве. А кроме того они устроили потрясающую мистификацию — «отец» за многие отснял длинный сериал о сказочном медведе Бригсби и его антагонисте — Похитителе солнца, создав для него целую мифологию и продуманную философию. Причём сериал этот не только развлекает, но и учит житейским мудростям, благородству, порядочности и целеустремлённости. Не пасовать перед трудностями — таков девиз медведя, который каждый раз выходит на битву против Похитителя солнца, веря, что наконец сможет его победить.

Оказавшись в реальном мире, Джеймс вынужден как-то осваиваться, будучи для всех остальных похож на большого наивного ребёнка, немножко даже психически ненормального. И когда он решает сам доснять окончание приключений сказочного медведя — сам себе и режиссёр, и главная звезда — то это становится тоже неким способом адаптации. Герой находит новых друзей, которых привлекает к съёмкам, и в том числе это даже полицейский, который ведёт дело его похитителей…

В результате картина получилась очень трогательной, душевной. При некотором вялом темпе повествования чем-то она всё равно захватывает, но и веселит тоже.

Из коллекторов — в артисты

Комедия и одновременно драма «Сильвио» режиссёров Кентакера Одли и Альберта Бирни рассказывает нам о разумной обезьяне, горилле, которую так и зовут — Сильвио Бернарди. Она поначалу работает в коллекторском агентстве, водит машину, только что почти не говорит, а изъясняется знаками. То, что является очень смешным абсурдом для непосвящённого зрителя, для авторов вполне нормально — мол, да, такие разумные обезьяны бывают и вполне могут жить в человеческом обществе.

При очередном повороте сюжета Сильвио за плохую работу увольняют из агентства и… он устраивается на работу к своему бывшему должнику. Тот снимает развлекательное дневное шоу для кабельного телеканала и новый артист у него теперь ведёт туповатую рубрику «Горилла-громила», идея которой родилась абсолютно спонтанно. Примитивно, но зрители в восторге. Сильвио крушит битой в этой рубрике вазы, посуду, лампы — словом, всё хрупкое, всё что можно разбить.

Однако, по сути фильм немного сворачивает в критику капитализма и шоу-бизнеса в частности. Нам показана ситуация, когда герой вынужден показывать зрителю не то, что нравится ему самому (а его отдушина — добрый кукольный театр), а нечто глупое на потребу массам. В этом и драма, и рефлексия героя. Режиссёры как бы подчёркивают — подобным беспощадным правилам вынуждена подчиняться даже обезьяна, раз уж она живёт среди людей. Так что социальный подтекст налицо. Впрочем, в финале нам покажут свет в конце этого «туннеля»…

Дела судебные

Детективный байопик «Маршалл» (охватывает, правда, он не всю жизнь главного героя) рассказывает нам о реальном человеке и реальных событиях — чернокожем адвокате Тэргуде Маршалле и деле, в котором он защищал в Коннектикуте другого чернокожего — водителя, которого обвинили в изнасиловании белой женщины. Причём самому ему в суде выступать запретили — он вынужден был действовать через белого адвоката Сэма Фридмана, который к тому же раньше никогда (!) не занимался уголовными делами, тот был его «устами». В своей дальнейшей карьере Маршалл дошёл до работы судьёй в американском Верховном суде.

Хотя очень во многом действие происходит в зале суда, почти статично, фильм всё равно захватывает и интригует. В описании картины уже дан некий спойлер, но даже имея в виду его, тебе всё равно интересны подробности того, как всё закончится, как адвокат будет добиваться правды и какие опасности ждут и его, и напарника на этом пути.

Одновременно с делом водителя Маршалл переживает и личную драму — пока он работает в Коннектикуте, его жена в Нью-Йорке при родах теряет ребёнка. Показать все переживания, одновременно хладнокровие в суде, мастерство адвоката, знание психологии — со всем этим актёр Чедвик Броузмэн, сыгравший Маршалла, справился блестяще. Под стать ему сыграл и исполнитель роли Сэма Фридмана (Джош Гад).

Нестрогие гетеросексуалы

Фильм «Зови меня своим именем» итальянского режиссёра Луки Гуаданьино (это его американский дебют) с Арми Хаммером в качестве главной звезды — это история небольшого, но прямо-таки пронзительного романа между юношей и мужчиной. По сути их нельзя назвать гомосексуалистами, скорее бисексуалами. Действие развивается здесь очень неспешно и даже поначалу скучно. Долгое время ты просто не понимаешь, о чём этот фильм — жизнь героев (прежде всего это семья профессора истории и молодой учёный Оливер (Хаммер), приехавший к ней в гости и одновременно поработать) в северной Италии просто тянется изо дня в день, они просто едят, болтают, купаются, катаются на велосипедах или играют в волейбол. Где конфликт или интересный поворот? Непонятно. И всё-таки затем такой поворот случается. Подросток Элио (Тимоти Шаламе), сын профессора вдруг начинает чувствовать любовную тягу к Оливеру… Для него это первая настоящая любовь.
 

Самые откровенные сцены тут сняты по минимуму, но главное в картине — опять же переживания героев, психология. Тут и разочарование, и безуспешная попытка Элио отвлечься от Оливера интимной связью с девушкой, и нежность, и печаль от расставания. При этом если родители юноши и обо всём догадываются, они нисколько не бьют тревогу — это люди настолько свободных нравов, что для них главное, чтобы ребёнок был счастлив.

Как известно, самый нашумевший фильм на тему однополой любви — это «Горбатая гора». И если сравнивать две этих картины, то чувства героев одинаково сильные и там, и там. Пожалуй, «Горбатая гора» несколько драматичнее и там оба героя почти ровесники, как-то спокойнее и свободны от мнений окружающих — они просто оказались вдали от цивилизации. Здесь же Элио переполняет тестостерон и эмоции у него намного более бурные.
 

Кирилл Янчицкий

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter