Спектакль поставил петербуржец Семён Серзин. Музыку к спектаклю написал его брат Евгений Серзин. Ранее, в марте, пьесу сыграли на сцене «Пятого театра» как эскизный показ, подготовив его примерно за полторы недели.
|
---|
Это был первый эпизод проекта «Режиссура без цензуры», инициаторами которого стали худрук театра Никита Гриншпун и известный екатеринбургский театральный менеджер и киносценарист Олег Лоевский. При зрительском голосовании были мнения и за, и против. И вот театр всё же выпустил пьесу в виде полноценного спектакля.
Главная скандальность «Пьяных» в том, что персонажи в них действительно очень пьяны и активно ругаются матом. Правда, специально для «Пятого театра» Вырыпаев сделал версию, где ненормативную лексику заменил относительно приличными синонимами. Но всё же примерно 7-8 матерных слов Ом1.ru во втором акте спектакля насчитал — видимо, в этих местах без нецензурщины нельзя было обойтись уже никак.
|
---|
Спектакль весьма многолюдный – здесь по сути сыграли почти все главные звёзды «Пятого» - Мария Долганёва, Владимир Остапов, Евгений Фоминцев, Дмитрий Макаров, Лариса Антипова, Алёна Фёдорова, Борис Косицын, Василий Кондрашин, Алёна Фёдорова и другие актёры.
|
---|
Героев пьесы Вырыпаев сделал некими абстрактными европейцами – то есть понятно, что дело происходит в Евросоюзе, но совершенно непонятно, в какой конкретно стране. Такое ощущение, что автор очень стремился сделать своё произведение интересным международной аудитории. То есть русского колорита, знаменитого русского разгула тут нет – Вырыпаев показывает, что напиваться европейцы могут ещё похлеще русских и сдержанные в трезвом виде, в пьяном они совершенно раскрепощаются. И начинают нести… вроде бы чушь, а на самом деле и какие-то очень глубокие мысли тоже.
Недаром Карл (Борис Косицын) во втором акте как бы невзначай роняет: «Языком пьяных говорит сам господь Бог». Это и есть, наверное, идея спектакля – в его реальности к пьяным как будто свыше приходят такие философские откровения о жизни, любви, других людях, о которых в обычной жизни они и не задумываются. Только напиться для этого нужно уж очень сильно. Не до белой горячки, но лучше так, чтобы с трудом держаться на ногах и разговаривать (хотя для удобства зрителей язык у актёров в основном не заплетается, как это бывает на самом деле, а говорят они всё же чётко).
|
---|
Интересные режиссёрские находки в постановке, безусловно, есть. Скажем, уже перед началом почти все актёры появляются на авансцене перед закрытым занавесом, рассаживаясь на стульях. Модель Лаура (Ирина Бабаян) выходит в своей сцене на автобусной остановке с прикрученным к спине уличным фонарём (актриса явно испытывает тут немалую физическую нагрузку). В самом начале президент кинофестиваля Марк (Сергей Худобенко) и просто красивая девушка Марта (Алёна Фёдорова) взлетают вверх на альпинистских тросах и двигаются и ведут диалог в подвешенном состоянии, хотя в тексте пьесы такого нет.
Проститутку Розу режиссёр вообще растроил – её играют одновременно три актрисы, Виктория Величко, Александра Урдуханова и Инга Кулик. Правда, в финальной сцене с Марком из них остаётся на сцене одна (Инга). Иронически можно предположить, что у пьяных в глазах вот так двоится и троится, но если серьёзно, то замысел не совсем понятен, очевидно лишь, что такой ход сделал повествование ещё более причудливым. И это всё – только навскидку.
Нельзя не сказать о работе известного российского балетмейстера Анны Закусовой (её предыдущая работа, кстати – спектакль «Синяя борода» в Омском академическом театре драмы, наш город, можно сказать, её не отпускает). В театре обещали, что поставленные ей танцы будут тут какими-то фантасмагорическими. Что есть, то есть, хореография тут достаточно разнообразная — где-то она незамысловатая, где-то — напротив очень оригинальная, где-то — даже пикантная.
С одной стороны, смешных диалогов и моментов здесь много. Это не значит, что весь спектакль – комедия, но… С другой стороны, какие-то пьяные глубокие рассуждения, в которых и мат, и просто ругательства звучат органично, уводят зрителя настолько далеко, что кого-то могут немного вогнать в депрессию. В этой же канве на него воздействует и музыка.
Цитата
— Пойдём уложим наши пьяные усталые тела, господа, в постельку.
Спектакль органично переложил из пьесы на сцену поднятую автором религиозную тему. Она занимает настолько большое место, что так и хочется спросить Вырыпаева – он действительно такой верующий и вопросы отношения человека с Богом его так серьёзно занимают, либо всё это некий глум и игра? Тем более, что в диалогах у него слова «Бог», «Господь», «Иисус» достаточно близко соседствуют с ругательствами….
Кирилл Янчицкий
Фото пресс-службы «Пятого театра».