Третья неделя августа разочаровала. Ни одного из так называемых летних блокбастеров на нее не пришлось. Выбрать надо было между комедийным боевиком «Телохранитель киллера», мультиком «Эмоджи» и русской комедией «Бабушка легкого поведения». Ну не назовешь же все это блокбастерами, будет чудо если кто-то из них не провалится в прокате. В этой безумной ситуации я решил поддержать наше кино и выбрал «Бабушку».
Я видел трейлеры, и не то чтобы «Бабушка» меня вдохновила больше остальных — все они были не очень выразительные и интересные. Но из трейлера «Бабушки» было понятно, что это ремейк старой комедии «В джазе только девушки» великого голливудского режиссера Билли Уайлдера. Смотреть, как Александр Ревва справится с ролями Джека Леммона и Тони Кёртиса одновременно и как Глюкоза будет давать Мерилин Монро должно было быть небезынтересно.
|
---|
Глюк' oZa мне сначала даже нравилась, ее талантливо представляли продюсеры как русский вариант Gorillaz. Но когда через четыре модных рисованных как у заокеанского оригинала клипа она открыла всей стране свое заурядное лицо смущенной школьницы — разонравилась. А уж в списке претенденток на роль Мерилин Монро она была бы на последнем месте. |
У меня не было каких-то высоких ожиданий, но бывали же у нашего развлекательного кино в последнее десятилетие и удачи. Я, конечно, не смотрел «Ёлки», но у них хорошие сборы, говорят. Я видел трейлер фильма «Горько» — очень смешной, прямо круто. Какие-то надежды были. Ревва не так уж плох, этот его полный горькой самоиронии образ карикатурного мачо Артура Пирожкова вызывает уважение, как любая самоирония.
|
---|
А вот и он в роли московского афериста на фоне паленого Айвазовского. |
Но уже в кинотеатре выяснилось, что помимо исполнителя главной роли Ревва стал автором сценария и продюсером «Бабушки легкого поведения». Что Ревве не дает покоя слава Сильвестора Сталлоне, Джеки Чана или Брюса Ли — амбициозных голливудских харизматиков, которые брали на себя в прошлом такой же груз ответственности. Что он сам придумал для себя эту роль, сам написал, ну или адаптировал скорее историю и сам заплатил за все это, ну или по крайней мере какая-то значительная часть прибыли в случае удачи свалится на него и все долги и убытки в случае провала тоже. Что «Бабушка легкого поведения» — авторское кино Александра Реввы, буквально. Его послание миру.
|
---|
А это они уже пожинают лавры на красной ковровой дорожке. Глюкоза и Ревва в образе Александры Павловны. |
Что же можно сказать о сценарии этого фильма и об Александре Ревве-сценаристе. Основная фабула, как я уже говорил, заимствована из «В джазе только девушки» — двое безработных музыкантов, которых играют Джек Леммон и Тони Кертис, случайно попадают в эпицентр гангстерской разборки. Спасаясь от бандитов, они вынуждены переодеться в Дафну и Жозефину и скрываться в женском эстрадном ансамбле, который едет на гастроли во Флориду. На курорте Дафна-Джек Леммон отбивается от ухаживаний отдыхающего миллионера, а Жозефина-Тони Кертис пытается соблазнить Мерилин Монро.
|
---|
Канонический голливудский оригинал |
В российских реалиях два безработных музыканта превратились в одного московского афериста Саню по кличке Трансформер. Тот, пользуясь разнообразным гримом и своим талантом перевоплощения, за первые 10 минут фильма кидает какого-то мрачного бандита из 90-х, продав ему фальшивого Айвазовского, а потом угоняет и продает машину какого-то мрачного фсбшника. Самоубийственная бизнес-стратегия, прямо скажем. На следующее утро, в духе Тарантино, группы преследователей из мафии и ФСБ встречаются и убивают друг-друга в мрачной хрущевке, в которой пытался скрыться от них аферист-неудачник Ревва.
|
---|
Одним из немногих, кому удалось снимать хорошие фильмы про жуткую старость наших стариков, был Эльдар Рязанов: «Небеса обетованные», «Старые клячи». Но у Реввы явно не тот масштаб. |
Новое убежище, в котором решает залечь на дно Ревва, тоже на редкость мрачное — дом престарелых. Бандиты/фсбшники идут по пятам и Саня-Трансформер переодевается в Александру Павловну Фишман. Ну и так далее, по стопам оскароносного оригинала, но со скидкой на жестокую российскую реальность. Но неужели у нас все настолько мрачно? Вместо эксцентричного пожилого миллионера — старик-уголовник в исполнении Шарикова-Толоконникова, вместо главной голливудской дивы и секс-символа на все времена Мерилин Монро — медсестра-сиделка Глюкоза.
|
---|
Бандиты, перед которыми группа стариков предстает в таком виде ржут: «Да это же Битлз! Ха-ха!» И это, наверное, самая безобидная шутка в фильме. |
Да и как вообще можно всерьез надеяться кого-то насмешить историей про дом престарелых? Ведь это же место для леденящей треш-трагедии в духе Коляды или Сигарева. Александра Ревву это ничуть не смущает, и он весело резвится на все старческие темы, от импотенции до деменции. Но зачем, для кого? Неужели он хотел привлечь в кино пенсионеров? Чтобы они что? Посмеялись над собой? Ведь эти пенсионеры у него не только ботают по фене (это еще ладно, у нас страна с богатейшим уголовным бэкграундом), но там же еще он заставляет стариков оперировать молодежным жаргоном, что всегда вызывает неловкость, жалко их, бедных. Это каким маньяком нужно быть, чтобы смеятся над ними? Зачем изначально ставить себя в столь невыгодные, печальные и скорбные рамки?
|
---|
Отдельного внимания заслуживает пермская актриса Марина Федункив, которая прославилась амплуа провинциальных гопниц-хабалок в различных проектах ТНТ. Здесь она играет одиозную мегеру-медсестру. Это, видимо, такой привет «Пролетая над гнездом кукушки». |
И тут на сцену выходит Александр Ревва-продюсер. А из-за денег! Следовать оригиналу и отправлять беглеца на даже если черноморский курорт, Ялта, Сочи — это дороговато. Все эти яхты, виллы, алмазные кольца и прочий миллионерский антураж — на все это нужен серьезный бюджет, а где его взять, а если пролетим, самим придется спасаться в доме престарелых. Да и вообще у нашего кино свой русский путь, нам эти голливудские лекала не нужны. Мы тут на коленке все снимем, благо ушатанных хрущевок и разбитых советских больниц в нашем родном подмосковье навалом.
|
---|
Очень органично в этот фильм вписывается Филипп Киркоров, который здесь сыграл самого себя. |
Так им там в Голливуде пришлось ведь еще и актерам-суперзвездам платить! А в летнем недоблокбастере Александра Реввы главная звезда — он сам. Толоконников, конечно, великий актер, но он был и остался навсегда актером одной роли. А Глюкоза наверняка обошлась Ревве дешевле, чем Мерилин Монро Билли Уайлдеру, даже с учетом инфляции за 58 лет.
|
---|
Ну и свадьба в доме престарелых, конечно. Это привет Кустурице, не иначе. Или может Копполе даже. |
Стоит ли покупать билет, чтобы проспонсировать этих пародистов, чтобы они и дальше могли делать то, что они делают — вопрос риторический. Можно сказать, что ну вот такое вот сейчас у нас время, это наши пародисты — других нет, только они сейчас могут привлечь нашего зрителя в наши кинотеатры на наши фильмы. Но я такого не скажу, я с этим не согласен и не могу согласиться.
Каждый рубль, который вы отнесете в жадные лапы Александра Реввы — это гвоздь в гроб российского кино, и чем больше будет появляться таких вот «Бабушек», тем дальше мы не только от голливудского или европейского, но и от старого советского кино, от рязановских и гайдаевских комедий, о гениальности и популярности которого всякие Бульдоги, Рамиресы, Реввы и прочие бывшие квн-щики могут сейчас только мечтать.
|
---|
А это мы с вами, дорогие зрители, в руках у фриков-квнщиков и их представлениях о кино, которые вызывают боль. |
Не думал, что когда-нибудь скажу такое, но спасибо Петросяну, Винокуру, Задорнову и всем прочим, давно вышедшим на пенсию героям-пародистам. Спасибо вам за то, что вы никогда не снимали кино как Александр Ревва. Ведь все эти 30–50 годы ХХ века, на которые Александр сейчас пытался опереться, называли «Золотым веком» кино. А как назвать то, что происходит сейчас у нас? Веком квнщиков? Эпохой ТНТ? Скорее бы она уже закончилась…
Текст: Павел Матяж для 66.RU
Источник: 66.ru