В первый раз главным центром Дня города стала не Соборная площадь или Любинский проспект, а Омская крепость, которую открыли накануне после длительной реконструкции. Праздник там начали отмечать ровно в полдень и завершили ближе к полуночи. Последнюю минуту перед стартом отсчитывал бой курантов. С финальным ударом на сцене под огни фейерверка появились артисты с развевающимися флагами. Они открыли традиционное театрализованное представление и его первую — историческую — часть.
Историческая реконструкция вернула зрителей в Омск 300-летней давности, когда закладывались первые бревна в основание крепости. Парни в русских рубахах вынесли на плечах золотистые поленья и сложили их в подобие сруба.
Вслед за этим зазвучала торжественная музыка, и из Тобольских ворот вышли знаменосцы в костюмах гвардейцев петровской эпохи. Они пронесли к флагштоку флаг Омска, что было особенно символично, поскольку на нем изображена Омская крепость. Честь поднять флаг предоставили исполняющему обязанности мэра Сергею Фролову.
Ради торжественного момента он снял с головы бейсболку с логотипом 301-летия Омска, в которой появлялся в последние дни на всех праздничных и предпраздничных мероприятиях.
Через несколько секунд флаг уже реял на ветру в центре площади.
Затем маленькие артистки вывели Фролова за руку, чтобы он выступил с поздравлениями. В своей речи он упомянул, что к городскому празднику присоединились иностранные гости — консулы Польши и Китая, представители Турции и Германии. Он предложил им оценить Омск — ухоженный и прилизанный ко дню рождения.
Сергей Фролов, и.о. мэра Омска:
— Мы, омичи, любим праздновать наш День города, и он у нас всегда проходит на очень высоком организационном уровне, с большим количеством мероприятий. По большому счету, это день рождения. Когда мы празднуем свой день рождения, то наводим порядок в доме, зовем гостей, делаем хороший стол. На уровне города — то же самое. Мы, как радушные сибиряки, хотим показать гостям весь наш город. Он сейчас в хорошем состоянии, ухожен, от окраин к центру проходят праздничные программы.
После выступления Фролова продолжился театрализованный пролог. Он был посвящен пяти темам: кроме истории, постановки сделали об искусстве, спорте, науке и подвигах. Искусство представляли балерины, музыканты, артисты и художники. Каждая группа, облаченная в яркие костюмы, исполнила танец и водрузила своих представителей на «пьедестал».
За «научную» часть отвечали медики, исполнившие бойкий танец.
За ними еще более зрелищное представление устроили гимнасты.
Пролог плавно перетек в концерт, который с перерывами продолжался весь день.
Между тем на территории крепости развернулись народные гуляния. Последний день работал фестиваль керамики, на который съехались лучшие гончары со всей страны. Можно было не только посмотреть их изделия, но и самостоятельно изваять горшок на гончарном круге.
Артисты «Студии Любови Ермолаевой» реконструировали славянский свадебный обряд и готовы были сосватать всех и каждого.
Желающих поили чаем из огромного самовара на колесах. Жидкость в меньшем по размеру самоваре, как гласила надпись, ни много ни мало, сохраняет историческое наследие.
Тут же можно было заглянуть на русское подворье, познакомиться с казахскими ремеслами или купить целое полчище миниатюрных рыцарей любого из средневековых государств с тщательно воссозданными геральдическими знаками.
Гуляющие омичи из Омской крепости разбредались по Иртышской набережной, откуда к двум часам удобнее всего было смотреть авиашоу.
В ожидании самолетов зрители заполнили набережную и заняли все газоны на склонах.
Праздновали День города даже самые юные омичи.
И вот асы группы «Регион» закружили над городом, выполняя фигуры высшего пилотажа: «ромб», «змею», «хохлому», «бочку» и «мертвую петлю», от которых захватывало дух даже на земле.
Вечерняя часть программы тоже охватила ключевые события — салют и огненное шоу с сожжением скульптуры с омской душой. К десяти часам вечера толпы горожан устремились по пешеходному на один день Любинскому проспекту к Омской крепости. Протиснуться к набережной, откуда лучше всего было наблюдать залпы, оказалось нелегкой задачей.
Ровно в 22:00 в небо взмыли «шары», рассыпающиеся на сотни разноцветных огней. Фейерверк оказался зрелищным и продолжительным — он продлился 15 минут — и, по мнению многих, затмил даже салют на 300-летие Омска.
С последними залпами началось новое представление — массовое сожжение керамической птицы, которую принес в дар городу скульптор Андрей Задерий. По его замыслу, крылья — это Омь с Иртышом, а сама птица — душа города. Технически процесс представлял собой обжиг глины, но действо больше напоминало таинственный языческий ритуал, тем более, что аккомпанементом было тувинское горловое пение.
В основании скульптуры находилась печь, а сама она была закутана в кокон из каолиновой ваты, так что ее облик оказался скрыт. Но в процессе обжига с пылающей фигуры, как кожура, начала отслаиваться вата, и под ней проступило тело глиняного «тотема».
Скульптор и его помощник «священнодейсвовали» над фигурой, пока она полностью не освободилась от оболочки. Сгорала «омская птица» яркими вспышками. Языки пламени озаряли небо, а место «сожжения» было заметно издалека по столбу серого дыма.