om1.ru
Повезло ли тебе, моей невесте? Рецензия на свежий российский хоррор о свадебных традициях 19 января в прокат вышел фильм «Невеста». Мы побывали на предпремьерном показе в кинотеатре «Слава» и разбираемся, так ли страшна свадьба в отечественной глубинке.

Повезло ли тебе, моей невесте? Рецензия на свежий российский хоррор о свадебных традициях

19 января в прокат вышел фильм «Невеста». Мы побывали на предпремьерном показе в кинотеатре «Слава» и разбираемся, так ли страшна свадьба в отечественной глубинке.
Повезло ли тебе, моей невесте? [Рецензия на свежий российский хоррор о свадебных традициях]
20 января 2017, 19:22
рецензия

Российская глубинка, старая дворянская усадьба, которую, по-видимому, обошел стороной не только прогресс, но и коммунистические эксперименты с частной собственностью. В доме, не знавшем ремонта с конца 19 века, живет странная семья. Эти люди носят черное, без необходимости не обронят и слова, а еще, например, до сих пор стирают белье руками. Такие мрачноватые сектанты с печатью скорби на лице. Среди скелетов в шкафу — семейное проклятие и ожившие мертвецы.

Антураж «Невесты» — попытка нарисовать картинку русской готики, правда, создается она по чужим лекалам. Святослав Подгаевский (режиссер и сценарист) без оглядки копирует растиражированные образы готической Америки, сдабривает же их щедрой порцией приемов, подсмотренных в классических хоррорах — от «Ребенка Розмари» до «Экзорциста». Все бы ничего, если бы эти клише были хоть как-то адаптированы. Согласитесь, хтонь русской провинции и этнографические обряды вкупе с фотографиями post-mortem — богатая тема для ужасов. Но, увы, итоговая картинка выхолощена и лишена какого бы то ни было узнаваемого колорита. Мы видим чистые абстракции, упакованные ко всему в совершенно невнятный сценарий.

Хоррор — любимый жанр Святослава Подгаевского. С интервалом примерно в два года он выпустил триллер «Владение 18» и «Пиковую даму: черный обряд». Последний был неоднозначно встречен критикой, но окупил себя в прокате.

Предыстория разворачивается в дореволюционной России, где барин пытается воскресить внезапно умершую невесту, поймав в фотонегатив ее душу. При этом приходится принести кровавую жертву — юную крестьянку, которая обязательно должна быть девственницей. Суженая восстает из мертвых, но мы-то знаем, что ничем хорошим такие истории не заканчиваются. С того света дама возвращается настоящей стервой, умеющей доводить супруга до кровавых слез (буквально). А уже в наше время потомок этой пары Иван (каким образом им удалось родить детей, даже не спрашивайте) скоропостижно женится на студентке филфака Насте. По требованию сестры он везет девушку в родовое гнездо, где с ней собираются совершить не совсем традиционный свадебный ритуал.

Каркас этой истории выглядит удобоваримо, но разыгрывают ее далеко не так интригующе, как хотелось бы. Нам показывают темные коридоры, колыхающиеся на ветру простыни, какие-то ленты — по идее, это все должно нагнетать саспенс, но нагнетает только скуку, потому что за ожиданием ничего не следует. Все, что остается — следить за Настей (Виктория Агалакова), которая бродит по дому со взглядом испуганной лани. Она то принимает ванну, то сидит за ноутбуком, то пытается дозвониться до исчезнувшего куда-то жениха (абонент, естественно, недоступен). Характера у главной героини попросту нет: чистая схема молодой девушки, единственная функция которой — испытывать страх. Смотреть на это на протяжении 40 минут — не самое увлекательное и, тем более, пугающее занятие.

Ее супруг — та еще загадка, к сожалению, непредумышленная. Ваня (Вячеслав Чепурченко, сыгравший бэд-боя в сериале «Измены») вроде хороший парень, но сценарий превращает его почти в сказочного дурачка. Его поступки не поддаются логике: зачем он везет жену в это место, зачем оставляет на ночь одну в комнате (они же женаты), куда пропадает и откуда появляется — все это остается за скобками повествования. Из персонажей неплохо смотрится только сестра Лиза (Александра Ребенок). Не то чтобы ее образ был лучше прописан, но актриса придает ему некоторую убедительность. Уставшая от жизни строгая вдова хоть в некоторой степени компенсирует отсутствие индивидуальности у остальных героев.

Сюжетные огрехи для хорроров простительны, если зрителя удается напугать. Но в «Невесте» страх не живет. Готических кадров для ужаса недостаточно, а других пугающих средств в фильме практически нет. Скримеры с женщиной, швыряющей людей в разные стороны своим криком — это не то, чем стоит удивлять зрителя в 2017 году. В то время как в мире пытаются вдохнуть жизнь в стареющий жанр с помощью мокьюмертари (псевдодокументальная съемка) или онлайн-эффектов, Подгаевский снимает традиционный мистический хоррор с тру-эффектами из «Экзорциста» (вращающаяся голова). Надежды, что как-то будут обыграны фольклорные обряды, о которых заявляет синопсис, или те же винтажные фото post-mortem, совершенно не оправдываются. В продвижении картины справедливо делают ставки как раз на эти мотивы, но сам фильм их потенциал не использует. Идеи так и остаются в зачаточном состоянии и вводятся в сюжет ради пары удачных кадров. Психологически тема брака также никак не разрабатывается, хотя мысль про спасительный добрачный секс выглядит любопытно

«Невеста» кажется старательной попыткой воспроизвести канон жанра по голливудским лекалам. С технической точки зрения это удается: фильм разворачивается в очищенном от российской реальности безвременье, картинка выглядит универсальной. К оператору и даже к саундтреку претензий нет. Другой вопрос — соответствует ли эта очередная проба пера зрительскому запросу и — еще конкретнее — запросу именно российского зрителя, которого стараются приучить к отечественному продукту. Пока кажется, что нам пытаются продать не самый свежий Голливуд в оболочке кино с национальным характером. А «Невесте», видимо, суждено остаться галочкой в истории развития отечественной киноиндустрии.

Благодарим за предоставленные билеты кинотеатр «Слава».

Фото: slavakino.ru
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter