Только в Омске организовали такой показ?
Да. Обычно туры [по стране] происходят. Провалена, я считаю, предпремьерная показная история. И вообще рекламная кампания даст о себе знать. Потому что народ выходит и говорит: неплохое кино. Но кто о нем узнает?
То есть от проката высоких ожиданий нет?
Время покажет. Но если о кино не знают, чего ожидать? Главное ведь что? Даже если кино плохое, но о нем все говорят, то зритель пойдет и посмотрит. А если о кино вообще ничего не говорят, то народ просто не узнает, что оно идет и надо на него сходить.
В фильме многие актеры играют под своими именами. Значит, сценарий писали под конкретных артистов?
Нет, это все придумано было уже на съемочной площадке. В сценарии совершенно другие фамилии и имена были. Саша Шлеменко под своей фамилией играл, как реальный спортсмен. Хотя, например, Андрей Семенов тут был Андреем Филатовым. Когда я влился в процесс, то мою фамилию уже взял Денис Никифоров: он стал почему-то Артемом Коноваловым. Он был Артемом Колчиным в «Бое с тенью» — видимо, созвучно.
А для чего решили перераспределить фамилии? Так легче работать?
Когда я пришел, у них были уже эти фамилии. Но, на мой взгляд, это нехороший ход был. Вот сейчас я смотрю на экране: не работает. Либо все должны были быть под своими фамилиями, либо никто. А тут получается ни то ни се. Или реальные фамилии могли бы оставить спортсменам, которых пригласили на съемки и которые играли самих себя, а мы, актеры, взяли бы другие. Тогда бы тоже сработало.
С Александром Шлеменко вы когда познакомились?
На съемках, полгода назад.
Вы раньше сами занимались спортом?
Профессионально не занимался, только для себя. Когда говорят, что люди занимаются спортом, имеют в виду профессионалов. А любители занимаются физкультурой.
Кроме Шлеменко, кто из профессиональных спортсменов играл в фильме?
Николай Кудряшов (режиссер и главный герой — ред.) — он тоже бывший чемпион мира. Михаил Малютин, Андрей Семенов — чемпионы. Это все реальные спортсмены.
Актеры не чувствовали дискомфорта, когда приходилось драться с чемпионами?
Никакого. На самом деле настолько приятно было работать с профессионалами. Думал, что с ними может быть, как с ОМОНом (который приглашают на съемки — ред.), они не смогут понять, что это кино, а не реальный бой. А тут все было очень тонко и четко. Респект им за это.
Много было тренировок?
К сожалению, мало, потому что времени было очень мало на съемки. Поэтому все происходило в режиме нон-стоп, день в день. Мы приходили: сегодня снимаем такие и такие бои. Мы их отрабатывали, выходили и делали.
Что за вид спорта — спарта? (В фильме показан поединок двух групп бойцов, которые встречаются на прямоугольном ринге и по очереди выводят друг друга из строя). Такое возможно в реальности?
Спарта теперь, действительно, есть. Фильм сделан еще как реклама реального вида спорта, который с этого года начинает существование. В сентябре пройдет первый чемпионат России по спарте, потом будет чемпионат мира.
Как проект получил жизнь — вложились спонсоры или поддержало Министерство культуры?
У Кудряшова это далеко не дебют, что-то девятый фильм. Денег он чуть-чуть сам нашел, подтянул друзей, спонсоров, они вложились.
Минкульт не участвовал в финансировании?
Чисто на свои снимали. Бюджет кино был 40 млн рублей и 20 млн на рекламу.
То есть это полностью авторский проект Кудряшова?
Да, это его идея, его жизненные ситуации. Сейчас еще одно кино хочет снимать. Возможно, «Спарта-2» будет.
Как оцениваете сюжет фильма и главный конфликт?
На мой взгляд, сценарий можно было сделать гораздо интереснее, профессиональнее. В сценарии много мест, которые надо было доработать. Персонажи многие не раскрыты, не выстроены отношения. Драматургически можно было более сильным сделать.
А в своего персонажа вы внесли что-то сверх того, что было в сценарии?
На самом деле могу сказать, все, что есть в моем персонаже, на 90% было придумано мной. Просто было написано, что есть такой вот герой, который дрался с тем-то, и все. Я придумывал и диалоги, и шутки, над которыми смеялись зрители. Импровизировал, предлагал идеи на площадке.