om1.ru
Спектакль, вытаскивающий глубинные переживания: рецензия на омских «Папаш» Почему стоит сходить на новую постановку омского Дома актёра.

Спектакль, вытаскивающий глубинные переживания: рецензия на омских «Папаш»

Почему стоит сходить на новую постановку омского Дома актёра.
13 января 2025, 17:00
рецензия

Спектакль, вытаскивающий глубинные переживания: рецензия на омских «Папаш»

В минувшем декабре на этой театральной площадке было сразу несколько премьер. Мы решили посмотреть спектакль «Папаши» (12+) — лёгкую комедию, как нам тогда виделось из анонса. Но, как выяснилось во время просмотра, спектакль оказался настолько разноплановым и глубоким по смыслу, что никак не тянул только на комедию. У постановки, жанр которой режиссёр назвал «ночь в одном действии», нет антракта, но он и не нужен — настолько глубокую по смыслу историю нужно переживать, не отрываясь от сцены. Да и она настолько затягивает, что смотрится буквально на одном дыхании.

А что по сюжету

В одну из ночей в приёмном отделении омского родильного дома по воле случая встречаются четверо мужчин. С каждым из них зритель знакомится не сразу, история каждого будет раскрываться с очередным сказанным словом и поступком.

Зрители ещё рассаживаются по своим местам, а на сцене уже появляется человек среднего возраста — он садится на скамью и погружается в глубокие думы. Его играет актёр Омского драматического театра, заслуженный артист России Сергей Оленберг. Кто его герой и почему он настолько погружён в себя — зритель узнает только к концу спектакля…

Вторым на сцене появляется Артём — его играет актёр Омского театра драмы Леонид Калмыков. Артём договорился с женой, что он примет участие в партнёрских родах. Его отговаривает тёща, а затем и медсестра, эти роли играет один человек — заслуженная артистка России Екатерина Потапова, которая сейчас работает только на сцене омского Дома актёра. Но Артём упрямится, что из этого выйдет, зритель узнает чуть позже…

Наконец, как ветер, в приёмное отделение врываются Алексей и Эдик. У Алексея, его играет актёр драмы Олег Берков, жена рожает третьего ребёнка. В дочках он души не чает, но ему так хочется сына…

Над ним постоянно подтрунивает его друг Эдик — эту роль режиссёр спектакля, актёр Омского театра драмы Степан Дворянкин оставил себе. Но даже этот циничный герой скрывает в себе глубокую боль и драму…

Сюжетные линии премьерного спектакля основаны на пьесе российского драматурга Евгения Гришковца «Весы» (16+), которую он, кстати, писал, исходя из собственного жизненного опыта. Но Степан Дворянкин сделал постановку с омским колоритом. Например, герой Олега Беркова является фанатом хоккейного клуба «Авангард»: он весь спектакль ходит в фирменном шарфе и периодически выдаёт в зал традиционные авангардовские кричалки.

Только эмоции

Спектакль начинается на высокой позитивной ноте: зрители смеются над Артёмом, который спорит с тёщей и медсестрой, потом над парочкой друзей, которые приезжают с матча «Авангарда», когда узнают, что жену Лёши увозит скорая, — у неё неожиданно начинаются роды. А ведь он обещал ей отвезти её в роддом сам… Медсестра не разрешает Алексею пройти к жене, тогда молодые люди пытаются познакомиться с мужчиной, по-прежнему сидящим в думах на скамье. Он резко отвечает, что не хочет никакого знакомства. С этого момента тональность спектакля начинает меняться — от мелодрамы до драмы. Смех сменяется слезами на лицах некоторых зрителей.

Мы узнаём, почему Алексей так хочет сына, почему Артём, который находится под большим впечатлением от процесса родов, всё-таки согласился на это… И почему у Эдика такое циничное отношение к жизни и к рождению детей… Молодые люди наконец-то познакомятся с задумчивым мужчиной — оказывается, что он тоже медик и у него в тот же момент рожает дочка, что её в столице обманул какой-то прохиндей, который-то даже отцом называться не имеет права… Именно эта история станет кульминацией спектакля. А во время постановки зритель не раз задумается о том, что значит самому быть родителем, какую роль в жизни каждого из нас играют отец и мать. Этот спектакль сможет вытащить из каждого зрителя такие глубинные переживания и эмоции, о которых мы даже можем и не подозревать. Мы не просто будем сопереживать героям постановки, а проживём свою собственную историю. А не это ли высочайшая цель театрального искусства — возвысить человека над самим собой, заставив испытать самые яркие эмоции?

Татьяна Белоусова

Фото Никиты Кудрявцева

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter