om1.ru
Страшная неделя и угощение Луны: как раньше отмечали Новый год в Сибири Мы узнали у экспертов большереченского этнографического центра «Старина Сибирская», как отмечали главный праздник на Руси и в наших краях. Выяснили много любопытного.

Страшная неделя и угощение Луны: как раньше отмечали Новый год в Сибири

Мы узнали у экспертов большереченского этнографического центра «Старина Сибирская», как отмечали главный праздник на Руси и в наших краях. Выяснили много любопытного.
3 января 2025, 12:00
Спецпроект

Страшная неделя и угощение Луны: как раньше отмечали Новый год в Сибири
Фото: предоставлено порталу Om1.ru

Нам кажется, что Новый год с ёлочкой и оливье был всегда. А знаете ли вы, как его отмечали века назад наши предки-сибиряки? А ведь там было много необычного. О наших уникальных традициях нам рассказали в этнографическом музее «Старина Сибирская».

Сибирские владения Деда Мороза

В 200 км от Омска, в поселке Большеречье, расположился уникальный музей-заповедник «Старина Сибирская», где время словно остановилось, перенося гостей в атмосферу сибирской деревни XVIII — XIX веков. Ежегодно, с середины декабря до конца января, здесь открываются «Сибирские владения Деда Мороза» — волшебный мир оживших сказок.

Посетители, переступив резные ворота, попадают в аутентичную среду старинных строений, где деревянные тротуары ведут мимо крестьянских и купеческих домов, превращенных в жилища сказочных героев. Гости становятся участниками вечного противостояния Добра и Зла, сражаясь с разбойниками, разгадывая козни Бабы-яги и Кощея и получая помощь от добрых персонажей.

Марья-искусница проводит мастер-классы по изготовлению традиционных новогодних игрушек, Емеля катает на печи, а Снежная Королева принимает в своем ледяном дворце. Развлечения включают «валенкобол», добывание ключей из волшебных колодцев и угощения из ледяной печи. С появлением татарского подворья гости знакомятся с героями татарского эпоса.

В «Старине Сибирской» бережно собирают новогодние традиции народов, населявших когда-то наш регион. Что-то, конечно, адаптируют на современный лад. А вот как всё начиналось.

Древние корни. Весенний Новый год

Задолго до крещения Руси наши предки-славяне отмечали Новый год, связанный с пробуждением природы. В далёкие языческие времена восточные славяне отмечали Новый год весной, 1 марта. Это было связано с пробуждением природы и началом полевых работ, ведь жизнь древних людей была тесно связана с землей. Этот весенний праздник символизировал начало нового цикла. Неслучайно, что Масленица, с её шумными гуляньями и обрядами, считается отголоском языческих празднеств, посвящённых наступлению этого древнего Нового года.

Коляда: зимнее солнцестояние и 12 священных дней

Ещё одним Новым годом может считаться празднование Коляды. И этот праздник ближе по датам к современному. Торжества длились с 25 декабря по 6 января, когда солнце поворачивало на весну. Праздник был приурочен к зимнему солнцестоянию. Это время воспринималось как поворот к весне, когда дни начинали прибывать. Коляда был олицетворением самого Солнца. Празднование продолжалось целых 12 дней, что не было случайностью: число 12 считалось священным, а ритуалы проводились с участием 12 жрецов, с огнём, горящим 12 суток, использованием воды из 12 колодцев и гаданиями по 12 снопам. Эти 12 дней были наполнены особым смыслом и имели сакральное значение.

 
Одним из ключевых ритуалов древнего Нового года — Коляды — было зажигание полена, символизирующего солнце, которое называлось Бадняк. Время считалось опасным, так как солнце было ещё «молодым», а нечистая сила только начинала отступать. Чтобы отпугнуть её, мужчины менялись одеждой с женщинами, дети наряжались во взрослых, одежду выворачивали наизнанку, делали маски и раскрашивали лица. Были и добрые зимние божества — Морозко, Трескун и Морок. Им подносили еловые ветки и съедобные дары — кутью, блины и кисель. Позже традиция трансформировалась в обычай отдавать угощение ряженым за песни, пляски и шутки.

«Страшная неделя» перед Рождеством в Сибири

В Сибири перед Рождеством отмечали «страшную неделю», когда, по поверьям, злые силы были особенно активны. Женщины в это время не занимались «грязной» работой, а по сёлам ходили ряженые «нечистики» и «шуликаны», совершая мелкие шалости.

Наряду с языческими поверьями, были распространены и христианские традиции. В сочельник дети ходили по домам со звёздами, прославляя Христа. По сёлам также ездили вертепы с библейскими спектаклями.

 
Овсень: всадник, приносящий Новый год и гадания на урожай.
Позже появился праздник в честь ещё одного божества — Овсеня. Наши предки считали его зажигателем солнечного колеса и чествовали на Новый год, который стал отмечаться 1 марта. Овсеня представляли в виде всадника, приносящего с собой Новый год. У русских, украинцев и белорусов на столе обязательно присутствовала кутья — сладкая каша из цельных зерен различных злаков, а также блины. Считалось, что обильная трапеза обеспечит благополучие на весь год. Из теста также лепили фигурки домашних животных, которые позже дарили колядующим.

Новый год у сибирских народов

Мучун у эвенков: праздник летнего обновления

Эвенки отмечают Мучун — праздник, знаменующий начало лета и связанный с распусканием почек лиственницы. Дата этого торжества определяется шаманами по лунному календарю и обычно совпадает с летним солнцестоянием. В это время эвенки собираются вместе, чтобы подвести итоги прошедшей зимы и наметить планы на будущее. Приветствуют друг друга особым обрядом Балдыкакит с участием оленя. Также проводят обряд очищения Икэнипкэ, во время которого повязывают ленточки на лиственницы и имитируют погоню за священным животным. Сегодня праздник отмечается в ускоренном формате с сохранением традиций и добавлением современных конкурсов.

Тылащ пори у хантов и манси: подношения Луне

Ханты и манси встречают Новый год, проводя обряд Тылащ пори (Тылыщ поры), который буквально означает «угощение Луны». Этот праздник проходит несколько раз с февраля по март, в периоды растущей луны. Для этого обряда изготавливаются фигурки животных из хлеба, которые приносятся в дар Луне, с просьбами о благополучии и хорошем промысловом годе. Сегодня обряд можно увидеть в этнографическом музее «Торум Маа» в сопровождении театрализованных представлений.

Чыл Пазы у хакасов: встреча весеннего равноденствия

Хакасы отмечают Чыл Пазы, что в переводе означает «голова года», в день весеннего равноденствия. Они верят, что именно в это время змея поднимает голову, символизируя начало нового цикла. До рассвета хакасы встречают восход солнца, разжигают ритуальные костры и совершают подношения духам предков. Во время праздничного «тоя» гостям предлагают отведать молочную водку — араку, и проводят обряд Пай-Хазын, повязывая ленты на священную березу. В настоящее время Чыл Пазы отмечается массовыми гуляниями, спортивными соревнованиями и выставкой юрт в Абакане.

Сагаалган: праздник Белого месяца

Сагаалган, также известный как праздник Белого месяца, обозначает наступление нового года в первое весеннее новолуние. Изначально Сагаалган был связан с молочными продуктами, но со временем под влиянием астрологии приобрёл более глубокое значение, став символом обновления природы и человека. Подготовка к нему начинается с визита в дацаны для получения гороскопа. За два дня до праздника проводится обряд очищения Дугжууба. В первый день Белого месяца принято молиться и совершать добрые дела. Согласно поверью, божество Балдан-Лхамо посещает дома и приносит счастье. Приветствие старших осуществляется особым жестом, выражающим уважение и поддержку. В дни Сагаалгана также принято запускать Хий Морин, флажки с изображениями животных-покровителей, приносящие счастье. Сегодня Сагаалган отмечают с масштабными гуляниями в буддийских регионах России.

Пэгытти у чукчей: праздник зимнего солнцестояния

Чукчи отмечают Пэгытти во время зимнего солнцестояния, когда восходит одноименное созвездие. Этот праздник символизирует начало нового года и увеличение светового дня. Чукчи разжигают ритуальный костер священной «огнивной» доской, танцуют и поют, выражая надежду на благополучную зиму и уважение к восходящей звезде.

Ысыах у якутов: праздник летнего солнцестояния

Якуты празднуют Ысыах в день летнего солнцестояния, считая его границей между старым и новым периодами. Ысыах проводится в ритуальном кругу с коновязью сэргэ, украшенной лентами. Во время праздника проводится обряд кумысопития, а кульминацией является хоровод осуохай, символизирующий единство народа. В современной Якутии Ысыах отмечают масштабными гуляниями в этнокомплексе «Ус Хатын», где воссозданы все необходимые для праздника условия.

Наследие прошлого в современных традициях

Древние традиции празднования Нового года, несмотря на свою отдалённость во времени, оказали огромное влияние на современные обычаи. Они демонстрируют глубокую связь человека с природой, веру в силу ритуалов и стремление к защите от злых сил. Эти традиции продолжают жить в наших праздниках, напоминая о мудрости предков и их глубоком понимании мира.

предоставлены порталу Om1.ru
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter