Море крови, бензопилы и внезапно выпрыгивающие монстры — это то, что ассоциируется у зрителя с жанром «хоррор». Однако это клише. Ужастик может и не содержать кровопролития — создать пугающую атмосферу без дешёвых и, скажем, ожидаемых спецэффектов вполне возможно. Такую идею омский «Пятый театр» впервые воплотил на своей сцене. Московский режиссёр омского происхождения Фамил Джавадов представил спектакль-хоррор «Остров Рикоту» (16+). Премьера состоялась 25 октября.
«В театральном мире этот жанр не очень распространён. В кино зрителей зачастую пугают скримерами (неожиданными поворотами сюжета — прим. ред.), жестокими сценами и другими визуальными и шумовыми эффектами. Но в театре можно использовать другие методы воздействия. Можно медленно погрузить зрителя в тревожную атмосферу, предчувствие чего-то ужасного, когда постепенно стираются границы между реальностью и фантазией. Так называемый «медленный хоррор». На мой взгляд, хоррор в театре может быть не менее острым, чем в кино, он идеально работает со сцены, проникая в зрителя здесь и сейчас», — рассказывает режиссёр-постановщик спектакля Фамил Джавадов.
В основу спектакля легла пьеса (16+) Натальи Мошиной, написанная ею в 2007 году. По сюжету Игорь Воеводин, журналист из Москвы, прибывает на остров Рикоту по заданию редакции. Ему нужно написать очерк об этом месте и о людях, которые тут живут. Чем больше журналист общается с местными, тем больше он путается между реальностью и выдумкой.
Куда он хочет вернуться?
Хоррор — довольно редкий для театра жанр, больше привычный для кино. Тем не менее театр решился на эксперимент и создал «спектакль ужасов», который пугает не столько спецэффектами, сколько гнетущей атмосферой. Постановка не отходит от оригинального произведения. Роли исполнили Сергей Троицкий, Евгений Точилов, Анастасия Лукина, Вероника Крымских, Александра Урдуханова и Олег Чичко. Всё начинается обыкновенно, позитивно и даже с юмором, что усыпляет бдительность зрителя. Однако, чем дальше в лес…
Первым делом зритель сталкивается с персонажем Троицкого — столичным репортёром Игорем Воеводовым.
Образ журналиста получился странным — профессионалом его никак не назовёшь. Он перебивает собеседников, спорит с местными и всем видом показывает, что хочет домой, едва прибыв на остров. Этот персонаж в пьесе кажется мягче, а в спектакле его негативные черты характера усилены.
«Наш спектакль о человеке, который, не имея опоры, попадает в западню. Это не просто другая реальность, это потеря ощущения реальности», — сообщается в анонсе спектакля.
Спектакль играет на контрастах — суетливый журналист противопоставляется размеренным жителям. Сначала он рьяно отрицает уклад жизни острова, но местные не собираются его так просто отпускать. В их разговорах всё чаще проскальзывает мысль, что никакой Москвы не существует, а что такое Россия, они не слышали. У главного героя эти идеи вызывают лишь раздражение. Однако, чем больше времени он проводит среди островитян, тем меньше у него надежды выбраться с Рикоту — ловушка захлопнулась.
Правда, Игорю сложно сопереживать — он показан как «типичный» житель столицы, который свысока смотрит на окружающих. О себе он рассказывает мало. Мы узнаём только, что дома его ждёт некая Настя. Рассказать о том, что ему нравится в Москве и как выглядит Россия, внятно у него тоже не получается. Так куда он хочет вернуться?
Вроде бы всё понятно, но…
Постепенного погружения во всё более тревожные мысли героя постановщики добились с помощью контрастных сцен, перебивающих диалог. Тёплый свет сменяется на зелёный, у голосов появляется эхо, а сами артисты начинают двигаться, будто в замедленной съёмке. Особенно тревожно становится во время сцены с танцами — герои просто ужинают вместе, но тут начинается пугающая хореография, поставленная Аглаей Соловьёвой.
Искушённому любителю хорроров спектакль может показаться чересчур простым. Здесь чёткий и понятный сюжет, о концовке которого можно догадаться с первых минут просмотра. Финал можно назвать открытым — зрителю показан подчинившийся островитянам Игорь, который уже и сам забыл, зачем он строит лодку. Полутора часов на историю не хватает — хочется большего раскрытия сюжета и неожиданных поворотов. Зато после просмотра есть о чём задуматься.
Фото: пресс-служба «Пятого театра».