Посетители выставки могут ближе познакомиться с работами великих русских мастеров: Валентина Серова, Михаила Нестерова, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Константина Юона и других талантливых художников.
В этом году отмечается сразу два юбилея: 100-летие Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и 120-летие Союза русских художников, крупнейшего художественного объединения России начала XX века. Выставка, приуроченная к красивым датам, объединила произведения искусства четырёх крупных региональных музеев Омска, Перми, Екатеринбурга и Тюмени.
Красота родной природы
Интерес к своим корням и ко всему народному — именно этим прониклось большинство членов Союза русских художников. В своих произведениях союзовцы обращались к бытовым мотивам, использовали живописные приёмы, воспевавшие красоту русской природы. Творчество великих художников в основном выражается в изображении русской деревни и провинциальных городков. Центральные экспонаты выставки — полотна выдающихся живописцев Абрама Архипова «Баба» (1910-е) и Филиппа Малявина «Девка» (1900-е).
Выставка «Под впечатлением. Русский импрессионизм» выстроена по принципу «жизненного цикла» Союза русских художников в хронологической последовательности и включает пять тематических разделов:
- «Начало зримых перемен» рассказывает о предыстории объединения и освещает «Выставку работ 36 художников» 1901 и 1902 годов.
- «Без жюри» охватывает 1903 — 1910 годы и посвящён становлению и образованию Союза русских художников.
- «Союз торжествует» обращается к периоду расцвета выставочной деятельности объединения, приходящейся на 1910 — 1914 годы, и рассматривает его историю до 1917 года.
- «У тихой пристани» рассказывает о постепенном угасании Союза в сложный исторический период (вплоть до 1923 года), ознаменованный Первой мировой войной, революциями и последовавшей за ними Гражданской войной.
- «По законам красоты» показывает, как объединение повлияло на советское искусство, ведь у союзовцев по окончании их деятельности появилось немало последователей.
«Большая профессиональная гордость, что в музее можно рассказать широкому кругу зрителя популярным языком о русском искусстве в целом, его значении и о крупнейшем художественном объединении начала 20 века «Союзе русских художников». Выставка — это своеобразный призыв к познанию и любви к русскому искусству», — рассказывает куратор выставки искусствовед Наталья Брандт.
Примерно половину экспозиции заняли произведения искусства из иногородних музеев: Пермская государственная художественная галерея предоставила для экспозиции 22 работы, чуть меньшим количеством экспонатов поделилось Тюменское музейно-просветительское объединение — их 18. Девять работ приехало из Екатеринбургского музея изобразительного искусства. Остальные произведения для выставки были взяты из омских фондов.
Искусство в деталях
На выставке представлены театральные эскизы Добужинского, эскизы костюмов Бенуа, Головина, Коровина. Особенно интересно творчество последнего: в конце 19 и начале 20 века развиваются частные театры, на сцену выходит Сергей Дягилев с «Русскими сезонами», а Константин Коровин показывает своё мастерство в оформлении императорских театров — Мариинского и Большого.
Один из любопытнейших экспонатов — «Азбука в картинках», сделанная Александром Бенуа для своего сына — «карапуза Коленьки», будущего театрального художника Николая Александровича Бенуа, которому на тот момент исполнилось два года. На выставке можно увидеть экземпляр первого тиража 1904 года. Книга наполнена прекрасными иллюстрациями, которые заинтересуют и разбудят воображение любого ребёнка. Экспозиция будет работать три месяца. У посетителей есть возможность изучить произведения прославленных русских мастеров и составить своё мнение о выставке до 28 июля 2024 года.
Софья Белл