В 1988 году поколение Перестройки увидело абсолютно уникальный для того времени фильм — «АССА». Его режиссёром выступил Сергей Соловьёв. До своего самого значимого фильма он был режиссёром ещё нескольких фильмов — «Станционного смотрителя», «Ста дней после детства», «Избранных», «Спасателя» и других.
Однако самой запоминающейся картиной для российского зрителя стала именно «АССА». Она вышла в самый разгар Перестройки и буквально «выстрелила» в сердца молодёжи. Фильм поразил своим эпатажем и духом свободы. Здесь вам и «не такой, как все» парень, интересующийся искусством и зарубежными «штучками», и линия бандитизма старшего поколения, и прекрасные виды зимней Ялты. Конечно, неотъемлемой и значимой частью фильма является музыка Бориса Гребенщикова**, которая звучит на протяжении всего фильма. А в конце зрителя радует выступление Виктора Цоя с песней «Перемен».
«АССА» — совершенно абсурдный и сумасшедший фильм. Своей дурашливостью он будто изображает бред, который творился в то время: власти не понимают, что делать с коммунистической идеей, а молодёжь и не хочет понимать, что с ней делать.
Это фильм о любви и свободе двух молодых людей — мальчика Бананана и девушки Алики, которая отдыхает в Ялте со своим супругом — зрелым криминальным бизнесменом Андреем Крымовым. Пока Бананан наивно заигрывает с Аликой, Крымов решает свои проблемы вне закона и параллельно размышляет, как же «убрать» конкурента.
Фильм поражает зрителя с первой фразы.
С этой фразы главного героя, мальчика Бананана в исполнении Сергея Бугаева, начинается фильм. При это зритель не понимает, что это за «АССА» такая. И сразу уже ошарашенный зритель слышит громогласный звук барабанов.
В целом, весь фильм наполнен очень странными и непонятными моментами. Главный герой — человек без имени, у него есть лишь кличка — Бананан. Она взята из песни «Здравствуй, мальчик Бананан», которую в 1982 году написал Юрий Чернавский. Героиню зовут Алика, её роль исполняет Татьяна Друбич.
Помимо странных имён в фильме присутствуют и странные герои. Например, у главного героя есть друг — негр Витя. Вместе они состоят в группе, которая исполняет современную электронную музыку. Также в «АССЕ» есть целый театр лилипутов: они ставят комедийные сценки, веселят зрителей, но кроме того, даже имеют отдельную историю в фильме.
Самыми необычными и особенно запоминающимися стали некоторые вещи, которыми пользовались персонажи фильма. Например «железный занавес» — перегородка, за которой скрывается комната Бананана; «communication tube» — труба, которую привёз из-за рубежа главный герой, чтобы передавать секреты своему собеседнику; или очки без линз, чтобы «ощущать себя зрячим». Сам Бананан придумывает собственные изобретения. Например, на протяжении фильма он писал «неубиваемую» книгу, в которой не было целостного текста — только абстрактные рисунки и надписи «Африка». Неубиваемая же она, потому что выдержит даже конец света, как говорит главный герой. Также одной из ключевых деталей стала особая пара серёжек — одна была у Бананана, другая — у Алики. Это серьга, к которой прикреплён их совместный портрет. Бананану она была так дорога, что он даже сделал для неё специальный пакетик против дождя. Эти серьги, к сожалению, сыграли злую шутку с главным героем, которая и стала развязкой истории.
Нестандартной представляется и крымская природа. Обычно эти края показывают на полотнах художников, в кинокартинах и книгах как солнечное жаркое место. Однако авторы фильма выбрали специфичное время года для этих мест. На протяжении всего хронометража мы видим серое небо, дождь, снег. Так, нам показывают абсолютно заснеженный Никитинский ботанический сад — зелёный лес, покрытый белыми хлопьями.
Большую роль в фильме играет музыка. В самом начале через музыку нас знакомят с героями, через музыку передаётся отношение Бананана к Алике, а затем и к её спутнику — Крымову.
Новым веянием для 80-х стали некоторые слова. Например, «папик», «мен крутой», «шуз» и др. Все эти жаргонные фразы после некоторых диалогов выносились отдельным кадром со справкой, будто из словаря.
Примечательно то, как режиссёр показал конфликт поколений, точнее старой власти с бунтарским духом молодёжи. Для иллюстрации Крымова старой закалки, он вложил в его речь слова Пушкина. Также герой читает роман о свержении Павла I. Кстати, когда Крымов читает эту книгу, мы тоже «читаем» её вместе с ним. Режиссёр сделал небольшие вставки с событиями того времени. В них в том числе прослеживается война между новым и старым — консервативного Павла свергает достаточно либеральный Александр I.
Сергею Соловьёву замечательно удалось передать контраст нового и старого. Крымов обладает медленным и вдумчивым голосом, плавными, неторопливыми движениями. В то время как Алика и Бананан достаточно громкие, шустрые, Бананан даже немного дёрганный. Крымов всегда элегантно одет, ходит в пальто, шляпе и перчатках, он причёсан и всегда побрит. Бананан же ходит в мешковатом слегка помятом плаще и широких брюках. У него длинная и растрёпанная белая шевелюра, а в комнате «творческий беспорядок».
Такая игра на контрастах, музыка, обаяние и юношеская энергичность главного героя делают фильм уникальным и действительно новым (кажется, что он нов для зрителей даже XXI века). Гнетущая и серая атмосфера зимнего Крыма компенсируется бодрой, заводной и весёлой жизнью Бананана. Но финал истории разрушает всё это лихое, молодое веселье. Тогда зритель понимает, что консервативная строгость побеждает молодёжную инициативу. Однако в самом конце картины надежда на бурную свободную юность всё-таки возвращается, когда в картину «врывается» Виктор Цой. Его принимают в новый состав музыкальной группы в ресторане. И, пока старая администратор советской закалки зачитывает устав, Цой, наплевав на это всё, выходит на сцену. Тогда он исполняет песню «Перемен». Так режиссёр говорит: «Ничего не потеряно, всё впереди».
*внесён Минюстом РФ в реестр иностранных агентов
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом