Расскажите про ваше сотрудничество с коллекционером Константином Глущенко.
— Это уже четвёртая выставка, которую мы делаем вместе. Поскольку у Константина Владимировича достаточно большая коллекция, однажды он просто обратился в музей «Россия — моя история» и предложил сделать выставку уральского художника Александра Суханова. С тех пор мы подружились, и уже стало доброй традицией каждый год в ноябре открывать омской публике одно из малоизвестных имен. Конечно, Владимир Бичевой для Омска личность известная, но творчество его, к сожалению, недостаточно изучено. Наши авторы в принципе отличаются и от уральских мастеров, и от художников Центральной России. Потому что природа Сибири в принципе другая и сибирская живописная школа тоже. И Бичевой интересен тем, что образование он получил в художественном училище в Киеве, а затем он смог применить полученные навыки здесь, на омской земле. В результате чего родился такой удивительный, достаточно самобытный стиль. Этот автор очень узнаваем, и его творчество среди омских шестидесятников стоит особняком.
Когда появилось название выставки — «Мелодия тишины»?
— В самом процессе работы. Когда я впервые приехала к Константину Владимировичу, я посмотрела на работы и больше всего отметила для себя произведение художника «Талая вода». Там запечатлён момент застывшей весенней тишины. Между тем художник очень музыкален и мелодичен. Это видно, если внимательно посмотреть на его мазки и технику. Так у меня возникла ассоциация с очень, очень тихой мелодией. Он воспевает в своих работах тишину и делает это очень мелодично.
Почему именно Владимира Бичевого захотелось показать омичам?
— Владимир Бичевой очень интересен тем, что продолжает живописные традиции Серова, Коровина и других известных авторов конца 19 — начала 20 века. При этом привносит в творчество что-то своё, и, конечно, его отличительная черта — любовь к миниатюрному формату. Он стремится к произведениям в стиле этюд-картина. Для него характерна деликатная стилизация натуры и передача атмосферы. Он наполняет свои этюды такой колористичностью и воздушностью среды, что получается готовое произведение. И в принципе из омских художников он такой один. Он иной, и, мне кажется, нам ещё только предстоит открыть всё наследие его творчества. При жизни у художника было всего три персональных выставки. Это мало и абсолютно несоразмерно его таланту и вкладу в развитие живописной культуры Омска.
Сколько работ вошло в экспозицию?
— Очень хотелось показать омичам более полное собрание его произведений, чтобы у зрителя осталось цельное впечатление. Мы взяли 75 работ из частного собрания Константина Глущенко. Дополнили выставку произведениями из музея «Либеров центр» — нам дали 35 произведений из фондов. Также мы взяли произведения, которые есть у Николая Герасименко и у друга художника — его однокурсника Георгия Пилипенко. Плюс на выставке есть две работы — пейзажи, которые дописывал тоже друг художника Александр Крючков.
На выставке много работ, и они, как я вижу, разных лет. Хотелось проследить весь творческий путь автора?
— Нет. Экспозиция строилась по другому принципу. Мы просто хотели показать творчество художника, но так совпало, что в коллекции Константина Владимировича есть произведения, которые были созданы автором в разные годы. Это и пейзажи Омской области, и произведения, которые он создавал во время творческих поездок в Горячий Ключ, на Таймыр, на Байкал. Он много работал и оставил много произведений, часть которых подарил друзьям. В «Либеров-центре» тоже есть произведения, созданные в разные годы. Нашей задачей было скомпоновать всё не столько по годам, сколько по блокам, по тематике — пейзажи, портреты, натюрморты.
Что предполагалось этим показать?
— Отношение художника к природе. Будучи блестящим пейзажистом, он совсем по-разному писал, например, природу Омского района и природу Севера. Это разные приёмы, цвета, взгляд художника. Для меня основной отличительной чертой подхода Владимира Бичевого является то, что он передаёт на холсте то, что он видит, не вмешиваясь в пейзаж. Он его не приукрашивает, не приуменьшает достоинств. Он просто созерцает. Он очень чётко чувствует атмосферу и прекрасно передает её на холсте. Он любуется и помогает нам любоваться.
На ваш кураторский взгляд есть ли какие-то периоды в его творчестве, которые отдельно можно выделить?
— Мне кажется, отдельным блоком в его творчестве стоят произведения, которые созданы во время творческих поездок. И один из самых плодотворных периодов — когда он открывает для себя Север. И мне очень импонируют его поздние работы, когда он пишет СибНИИСХоз. Потому что к тому моменту у него уже сформировался особый живописный язык, он в этих работах очень волен, очень уверен. И в этом миниатюрном формате он двумя — тремя мазками создаёт целую историю и передаёт настроение. На мой взгляд, это вершина мастерства художника.
Что: выставка «Мелодия тишины» (0+)
Где: Исторический парк «Россия — моя история»
Когда: до 25 декабря
Стоимость: взрослый — 200 рублей,
пенсионеры, студенты, школьники — 100 рублей, дети до 7 лет — бесплатно.
Ритм улиц и... обыденность. Рассказываем, откуда черпают вдохновение омские художницы в нашем интервью: