Будни краеведов
Этот проект знакомит омичей и гостей города не только с работой музея, а ещё с его верными друзьями — дарителями. Неравнодушные к историческому наследию люди, организации, представители учёного сообщества, простые омичи регулярно несут в краеведческий музей исторические предметы, многие из которых специалисты охотно принимают в фонды. Лишь за последние три года в музее появилось более двух тысяч новых единиц хранения.
«Наши дарители — это не наша надежда, это то, без чего мы существовать не можем», — говорит заведующий научно-экспозиционным и выставочным отделом истории Омского историко-краеведческого музея Михаил Ермола.
В новом проекте музея представлены экспонаты из нескольких фондов. В большом зале размещены самые разные предметы. Здесь и уникальные экземпляры из фонда редкой книги, и монеты из коллекции нумизматики и драгоценных металлов. Одну стену занимает коллекция белорусского текстиля из фонда этнографии и тканей, на другой стене — завораживающая графика Виктора Кочедамова из фонда изобразительного искусства.
Украшают выставку интерактивные экспонаты из музея сказки «Васин хутор» (это филиал краеведческого музея), а именно — лодки и телеги. Любители археологии оценят предметы с раскопок Тарского городка V-ХVII веков. Для любителей живописи — прекрасные работы Виктора Уфимцева, участника выставок группы «Червонная тройка».
А эстетам приглянется коллекция предметов интерьера, быта, посуды производства Великобритании XIX-XX веков. Экспонаты передал в дар музею бывший омич, который ныне проживает в краях Туманного Альбиона. Предметы родом из-за рубежа не редкость для региональных краеведческих музеев. История Омска — это не только история нашей территории, но и история взаимодействия, в том числе и с самыми разными дарителями.
«На этом проекте представлена и наша повседневная жизнь: будни, сборы, поездки в экспедиции. Так создаётся история, и нам было очень важно показать результат нашей деятельности. Это то, что мы собрали, и то, что ещё, может, даже не экспонировали», — рассказал газете «Ваш Ореол» директор Омского краеведческого музея Пётр Вибе.
Третья жизнь омского мамонта
Но жемчужиной проекта стал, конечно, отреставрированный скелет мамонта. Многие годы он встречал гостей на площадке второго этажа. Теперь экспонат получил новое место жительства — на открытом пространстве выставочного зала.
«Мы его демонтировали частями, перенесли сюда, и весь мужской коллектив музея поднимал. Одна только голова килограммов триста весит. Всех собрали: слесарей, плотников… Мы поднимали за день две ноги, сварщики варили каркас — мы крепили. Работали параллельно. Реставраторы работали и до процесса сборки, и после. Некоторые недостающие кости мамонта были сформованы из гипса, при монтаже они разрушились, реставраторы всё это восстановили», — рассказал руководивший процессом сборки скелета Владислав Щетинов, заведующий остеологическим музеем кафедры анатомии ветеринарного института.
Раньше было сложнее. В 1983 году для сборки скелета использовали всевозможные подручные средства. Для позвоночного столба и вовсе пригодилась водопроводная труба. Сегодня всё намного проще.
Кстати, Владислав Щетинов приоткрыл некоторые секреты «состава» скелета. Например, бедренная кость и рёбра — от другого мамонта, их подарил краеведческому музею анатомический музей ветеринарного института. А вот хвост и пальцы музейного мамонта сделаны из гипса. Но и для них были свои образцы. Чтобы создать пальцы, реставраторы обратились к скелету бегемота, у которого та-кое же строение. А образец хвоста взят у коровы.
«Тридцать пять лет этот скелет мамонта являлся символом, да что уж там, навер-ное, и является символом нашего музея. Сегодня он просто сменил место экспониро-вания и немного преобразился. Чтобы на протяжении целого века шла сборка одного скелета мамонта, это, конечно, история уникальная для нашего региона», — отметил Михаил Ермола.