22 сентября Омский драматический театр начинает новый сезон. Он откроется спектаклем «Визит дамы» (16+). Премьера была назначена на конец марта, но как раз в этот же день в Омске объявили режим самоизоляции, так что её не смог увидеть ни один зритель. Сейчас спектакль восстанавливают. Для этого в Омск снова приедет режиссёр Анджей Бубень. Параллельно с этим «академики» уже начали работу над другими проектами. Один из них — по знаменитому роману Фёдора Михайловича Достоевского.
Георгий Цхвирава, главный режиссёр театра:
Достоевский за мной ходит по пятам. В Петербурге окна моей квартиры выходят на Семёновский плац — место, где ему шпагу над головой сломали и сослали в Сибирь. Тут я живу возле Омской крепости, где он отбывал ссылку. А здесь театр находится не просто в Омской крепости, а там, где был острог. Разумеется, можно было бы сделать спектакль по «Запискам из Мёртвого дома», но у нас есть театр живописи, где уже идёт такой спектакль. А во-вторых, в «Преступлении и наказании» в эпилоге есть такая фраза: «Сибирь. На берегу широкой пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог». И когда я прочёл эту фразу, у меня возникла идея поставить такой спектакль. Это не будет спектакль по всему «Преступлению и наказанию», тогда бы его пришлось играть восемь часов. Достоевский тем и хорош, что можно взять одну линию и с ней работать. Это будет некоммерческий спектакль. Что касается пространства, мы будем его играть в подвале зрительного зала. В «Преступлении и наказании» пространство имеет колоссальное значение. Комната Раскольникова — всего пять шагов, там низкие потолки, поэтому мы нашли такое пространство.
Предполагается, что зрителей будет немного. Пространство зала также ограничено. На этом режиссёрские эксперименты не заканчиваются. В качестве главного героя Георгий Зурабович увидел не Раскольникова, а неприметного на первый взгляд Свидригайлова. Советская критика характеризовала его как «сластолюбивого злодея».
— Самая интересная фигура для меня сегодня — это Свидригайлов. Что делает Раскольников? Он убивает старуху-процентщицу, потом убивает Лизавету, она беременна. По сути, он убивает троих. И плюс мама Раскольникова умирает. А что делает Свидригайлов? Он всех спасает. Жену свою он не убивал, детей пристроил, Катерину Ивановну похоронил. Дуне предлагает десять тысяч рублей, которые она не берёт. Раскольникову предлагает купить билет в Америку. Своей пятнадцатилетней невесте тоже даёт денег и не переступает черту. Это человек, который ни разу не переступает черту, — поясняет свой выбор Георгий Цхвирава.
Ожидается, что спектакль зрителям покажут весной. На «Культурном завтраке», который организовала для журналистов газета «Омская правда», рассказали и о ближайших спектаклях театра.
|
---|
Светлана Вегелей, руководитель литературно-драматургической части:
— В сентябрьском репертуаре у нас будут два знаковых спектакля — «Лжец» (12+) и «Метод Грёнхольма» (16+). Эти постановки пройдут в сотый раз. Егор Уланов будет играть в сотый раз в спектакле «Лжец», а Владислав Пузырников будет играть сотый раз в обеих постановках. Также мы включили в репертуар сентября спектакль, который больше года не выходил на встречу со зрителями в связи с нашими внутренними обстоятельствами. Это «Далёкая страна» (16+).
|
---|
Сцена из спектакля «Лжец» |
Театру удалось оставить в репертуаре и другой знаковый спектакль — «Ханума». Напомним, что этим летом центральный районный суд рассмотрел гражданский иск к омскому драматическому от наследника драматурга Владимира Константинова, который вместе с Борисом Рацером создал перевод пьесы «Ханума». Константинов обвинил театр в незаконном использовании интеллектуальной собственности. Он требовал запретить постановку и взыскать 200 тысяч рублей в качестве компенсации, хотя ещё в 2011 году через Российское авторское общество был заключён договор с наследниками Рацера. Им выплачивается вознаграждение от сбора с каждого показа спектакля. А вот найти контакты и местонахождение наследника Константинова на тот момент не удалось. На запросы РАО он не отвечал.
|
---|
Сцена из спектакля «Ханума» |
Виктор Лапухин, директор театра:
— Наследников второго автора мы искали восемь лет. Господину Константинову заплатили миллион, нашли деньги, хотя мы пять месяцев не работали. Но у нас сейчас настроение больше не играть его, чтобы он перестал извлекать выгоду из нас, хотя спектакль идёт. Его любит публика.
Сейчас большая половина артистов Омского академического театра находятся на фестивале. 14 и 15 сентября спектакль «Время секонд хэнд» (16+) будет показан на «Золотой маске» в Воронеже.
— Директор фестиваля «Золотая маска» везёт за свой счёт. При этом обязательным условием было, чтобы все прошли тесты на коронавирус, к счастью, они все отрицательные. И это очень хорошо. Если бы кто-то из технической части был заражён, мы могли бы его заменить, а если бы кто-то из актёров? Но, к счастью, всё хорошо, — рассказывает Виктор Лапухин.
8 сентября театр прошёл проверку Роспотребнадзора и уже полностью готов ко встрече со зрителями. Отметим, что здание театра было построено по классическому дореволюционному образцу — ложи и ярусы отделяют людей друг от друга. И общее количество мест не очень велико, поэтому Омскому академическому разрешили продавать билеты без ограничений. Рассадка будет обычной, но для зрителей маски обязательны. А для большей безопасности в здании установлены специальные кварцевые лампы для дезинфекции и расставлены санитайзеры для рук.