om1.ru
«Алло»: омичи могут принять участие в уникальном спектакле по телефону Это совершенно новый формат, созданный во время самоизоляции.

«Алло»: омичи могут принять участие в уникальном спектакле по телефону

Это совершенно новый формат, созданный во время самоизоляции.

Правила игры очень просты: нужно зарегистрироваться на сайте театра, выбрать удобное время, и за 10 минут до начала спектакля на почту придет сценарий, где прописаны ваши ответы, но читать их заранее не рекомендуется. Лучше дождаться звонка от актера. Как только вы услышите, что он говорит «алло», значит, ваша очередь прочесть следующую реплику.

Это и шаг вперед к новым формам искусства, и шаг назад в прошлое, когда людям были привычны длинные телефонные разговоры. Такой необычный формат придумали драматург Элина Петрова и режиссер Борис Павлович.

Борис Павлович, режиссер:

 — Мне кажется, зритель в нашем спектакле не становится актером. Актер — тот, кто вносит драматическую ситуацию от имени театра, зритель — тот, кто воспринимает это предложение и как-то на него реагирует. Так устроен любой спектакль. Дальше от типа коммуникации зависит, насколько зритель свободен, активен в этом процессе. В одном случае он просто сидит в темноте и смотрит на сцену, в другом — подбрасывает реплики. Да, в спектакле «Алло» зрителю предлагается выбрать имя для своего героя, читать некоторое количество написанных для него реплик, которые позволяют двигать сюжет, а также время от времени говорить что-то от себя. Но фокус внимания сосредоточен все равно не на том, что человек куда-то транслирует (как это происходит с актером), а на его восприятии, мыслях и ощущениях. Это как раз неотъемлемая прерогатива зрителя. Так что зритель остается зрителем.

Борис Павлович знаком омичам по двум постановкам — «Жизнь» и «Причал. Воздух детства». Премьера последней состоялась осенью прошлого года.

«Причал. Воздух детства». Режиссер — Борис Павлович, Катя — Ольга Беликова

Одну из главных ролей исполнила Ольга Беликова. Она принимает участие и в спектакле «Алло». И этот опыт оказался для нее совершенно новым.

Ольга Беликова, актриса:

 — У меня есть только голос. И также у моего партнера, зрителя-слушателя есть только голос. Здесь очень мощно работает воображение, потому что отсутствует визуальный контакт. Это непросто, потому что в живом театре есть и партнеры, и зрители. Энергия проходит со сцены в зрительный зал, из зрительного зала обратно. Для меня очень важны глаза человека, а здесь есть только слух, голос и драматургия. Это непривычно. Воображение работает гораздо сильнее, и это тоже очень интересный опыт. Это всегда как в первый раз, потому что у меня не было двух одинаковых спектаклей, двух одинаковых разговоров.

Всего в спектакле заняты 15 актрис. Все они живут в разных городах России, поэтому звонят не по телефону, а через WhatsApp. И хотя в спектакле, кроме уже написанных реплик, есть место для импровизаций и даже очень личных моментов, где зрителю предлагается рассказать о себе, это все же остается спектаклем, а не психологической практикой, уверен режиссер.

 

 — Театр — вещь терапевтическая. Я, например, считаю, что не существует не-психологического театра, так как специфика театра заключается в том, что спектакль всегда происходит в сознании зрителя. Как отделить психологию от театра? Не случайно Аристотель использовал вполне медицинский термин «катарсис» для описания эффекта, который театр оказывает на зрителя. Но при этом мы ни в коем случае не претендуем на внедрение, коррекцию, которыми занимаются реальные терапевты. Наше воздействие исключительно эстетическое: через рассказ истории, через мастерство артиста. Но, безусловно, в процессе спектакля могут произойти очень глубокие переживания — как и при чтении книги, например, — поясняет Борис Павлович.

Отметим, что спектакль создан СТД в партнерстве с фондом Alma Mater в рамках Спонтанной программы фестиваля «Точка доступа» и недавно стал призером экспертного совета фестиваля. Средства, собранные от продажи билетов на спектакль «Алло», поступают на поддержку инклюзивного театрального проекта фонда Alma Mater.

От зрителя. Впечатления

 

 

Я не люблю разговаривать по телефону. Даже с хорошо знакомыми людьми — только по делу и совсем недолго. А если нужно позвонить по работе, пару минут собираюсь с духом, нажимаю невидимую кнопку внутри себя, глубокий вдох – поехали. Это сейчас. А на заре творческой юности перед тем, как набрать чей-то незнакомый номер, собиралась минимум половину дня, мотивируя себя обещаниями купить шоколадку после того, как совершу этот невероятный подвиг.
И в спектакле «Алло» участвовать не планировала. Проект показался невероятно интересным, но хотелось ограничиться информационной заметкой с комментарием режиссера и главных действующих лиц. Очень хороший жанр, между прочим. Но после общения с Борисом Павловичем, которое, кстати, происходило в письменной форме в социальной сети, решила попробовать. И способствовали этому две мысли:
 — это именно спектакль, а не сеанс психотерапии;
 — зритель остается зрителем, даже если ему нужно говорить.

Итак, регистрируюсь на сайте, получаю подтверждение и жду заветного звонка.
А вдруг телефон разрядится? Интернет прервется? А я не сумею быстро и правильно прочесть текст?

Когда идешь на премьеру как зритель, наверное, максимум, о чем ты можешь волноваться, хорошо ли на тебе сидит вечернее платье. В таком спектакле волнений значительно больше. И даже появляется чувство ответственности — это первое неожиданное впечатление.

Второе — разговаривать с незнакомым человеком действительно может быть очень интересно. Не сразу. В какой-то момент хочется вежливо прервать диалог: «Извините, я устала сегодня, честно говоря». Но ведь все же интересно узнать, зачем звонит тебе этот незнакомый человек, что хочет рассказать о себе и что понять о тебе.

Волна совпадений и несовпадений — так в целом можно обозначить эмоции, которые возникают во время спектакля. Есть точки, где кажется, что это все не про меня, кто-то просто по ошибке набрал мой номер. Очень сложно переключаться и понимать, когда говорить о себе, а когда нет. Почему, например, впечатления о последней просмотренной кинокартине должны быть моими, а место рождения чье-то другое?

Но есть места, где возникает настоящий диалог, откровенный и теплый, такой, как, наверное, может быть только с человеком, которого ты раньше никогда не видел и не увидишь больше никогда. Наверное, ради таких моментов и создается спектакль — любой, а не только телефонный.

В качестве ремарки

Возможно, зрителю тоже нужно готовиться к этому спектаклю. Например, придумать свою героиню (героя). Это может быть улучшенная версия самого себя. Каким бы вы хотели стать в недалеком будущем? Как будете одеваться? С кем жить? Где работать? Где отдыхать? И главное — не концентрироваться на прошлом. Ведь «мы здесь для того, чтобы поиграть», а значит, можно воплотить все самые смелые мечты. И посмотреть, что из этого получится.

 

Дарья Федосеева

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter