om1.ru
В Омском театре драмы показали спектакль в полной темноте Уже в самом конце сезона состоялась премьера спектакля «Дракон». Всего два показа. Теперь омичи смогут увидеть его только осенью.

В Омском театре драмы показали спектакль в полной темноте

Уже в самом конце сезона состоялась премьера спектакля «Дракон». Всего два показа. Теперь омичи смогут увидеть его только осенью.
1 июля 2019, 20:20

Перформанс, тайный ритуал, свидетелем которого ты нечаянно стал. Сон или просто репетиция поздно ночью, которую увидел, потому что тебя случайно закрыли в зрительном зале — первые ощущения после этого спектакля. Все действие происходит в темноте. Пляшущий свет фонариков выхватывает из мрака лица актеров и зрителей.

Все словно стали жителями загадочного города, которым правит могущественный Дракон. Свет странным образом искажает лица. И практически сразу утрачиваешь чувство реальности, тем более что привычная граница между сценой и зрительным залом стерта.

Артисты постоянно перемещаются в пространстве. Действие происходит прямо на первых четырех рядах партера. Кстати, последнее стало неожиданностью даже для администрации театра. За несколько дней перед премьерой они извинились перед зрителями, купившими билеты на эти места, и пообещали найти для них другие. Хотя, думается, что сделать это было нелегко: спектакль хоть и идет на основной сцене, по сути камерный. Его нужно не смотреть, а погружаться в него, а значит, многочисленные верхние ярусы театра для этой цели не очень подходят. Впрочем, возможно, это зависит от точки зрения.

Вначале было слово. И слово это было в полной темноте. Говорили двое — человек и кот.

 
 
Ланцелот:
 — Господин хозяин! Госпожа хозяйка! Живая душа, откликнись! Никого… Дом пуст, ворота открыты, двери отперты, окна настежь. Как хорошо, что я честный человек, а то пришлось бы мне сейчас дрожать, оглядываться, выбирать, что подороже, и удирать во всю мочь, когда так хочется отдохнуть. (Садится.) Подождем. Господин кот! Скоро вернутся ваши хозяева? А? Вы молчите?
Кот:
 — Молчу.
Ланцелот:
 — А почему, позвольте узнать?
Кот:
 — Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать, мой милейший.
Ланцелот:
 — Ну, а где все-таки твои хозяева?
Кот:
 — Они ушли, и это крайне приятно.


Гениальный текст Евгения Шварца после не менее гениального фильма Марка Захарова «Убить Дракона», казалось, брать вдвойне бессмысленно. Зачем, если все уже написано и снято? Но режиссер Марат Гацалов все же выбрал именно его.

Марат Гацалов, режиссёр спектакля «Дракон»:

— Эта история основана на восточной легенде — победитель дракона  превращается в дракона. Это может относиться к любому человеку вне зависимости от того времени, когда он живет. Мне кажется, на вопрос «Что делать?» каждый отвечает себе сам. Если человек выскакивает из какого-то порочного круга, это его маленькая или большая победа. Каждый должен разбираться с этим сам.

Однажды странствующий рыцарь Ланцелот попал в город, где уже четыреста лет правит жестокий Дракон, который каждый год выбирает себе в жены красивую девушку. Конечно же, она погибает. В этом году избранницей Дракона должна стать Эльза. Она спокойна, уверенна и готова принести себя в жертву ради родного города.

 
 
Эльза:
 — Меня не станет в воскресенье, а до самого вторника весь город погрузится в траур. Целых три дня никто не будет есть мяса. К чаю будут подавать особые булочки под названием «Бедная девушка» — в память обо мне.
Ланцелот:
 — И это все?
Эльза:
 — А что еще можно сделать?
Ланцелот:
 — Убить дракона.
Эльза:
 — Это невозможно.
 

Ланцелот вступается за новую жертву. Но вместо сказочного «и жили они долго и счастливо» рыцарь сам становится Драконом. Власть притягательна. Люди слабы. Да и могут ли они жить без Дракона? Так ли уж тяготит его власть? Что проще: подчиниться и жить пусть по страшным, но привычным правилам, или быть предоставленными самим себе? Да и нужно ли избавляться от Дракона, особенно если он космически обаятелен, как Влад Пузырников?

 

Об этой роли несколько слов скажем отдельно. В фильме Дракона сыграл Олег Янковский, поэтому, конечно, было ощущение, что и в Омске на сцене должен был появиться актер с невероятной силой драматического таланта. Но Дракон Марата Гацалова и Влада Пузырникова появляется в шикарной шубе, юбке в пол, с огромным гардеробом впереди себя и сразу пронизывает позитивом весь зал. «Люблюшечки!»

 
 
Человек:
 — Хорошо. Странник! Что ты не смотришь на меня? Чего ты уставился на дверь?
Ланцелот:
 — Я жду, когда войдет дракон.
Человек:
 — Ха-ха! Я дракон.
Ланцелот:
 — Вы? А мне говорили, что у вас три головы, когти, огромный рост!
Дракон:
 — Я сегодня попросту, без чинов.


Парадоксальным, на первый взгляд, кажется и выбор главной героини — Эльзы, за которую вступается Ланцелот. Эту роль сыграла Валерия Ивановна Прокоп. И она невероятно прекрасна. В мире, где нет света, невольно обращаешь внимание на внутреннюю красоту.

 


Отдельный и тоже очень странный герой — музыка в спектакле.

Сергей Невский, композитор:

— Идея та же, что в самом спектакле: наложение разных пластов в одно полифоническое целое. Вещи, которые звучат на сцене, вроде Марша Мендельсона, получают продолжение. Музыка спектакля дает дистанцию сострадания, возвышает нас над тем, что мы видим на сцене, дает возможность переживать, дает некий третий слой. Марат рассказал, что эта история про Свет, и музыканты должны играть в полной темноте и наизусть, поэтому у нас появились струнные. Я был наслышан про Омский симфонический оркестр, и, к счастью, музыканты согласились. Получился такой совместный проект Омской драмы и Омского симфонического оркестра. Музыкантов мы решили вывести на сцену в самом конце, потому что иначе никто бы не понял, что это живые музыканты.

Вместо резюме
К чему нужно быть готовым, покупая билеты на этот спектакль?

1. Он очень необычен. А все, что отходит от того, к чему привык наш мозг, первым делом вызывает недоумение или неприязнь. Это естественная реакция на все принципиально новое.

2. Это эксперимент, а значит, результат не гарантирован. Где-то можно и не добиться желаемого эффекта или повредить ткань литературного произведения. Таким моментом нам показалось использование нецензурной лексики в одной из сцен. В одних спектаклях это естественно и даже необходимо, ведь не ждем же мы, чтобы, например, жители бараков говорили языком Шекспира. Но тонкий и ироничный текст Евгения Шварца такое слово просто рассекает насквозь.

3. Ощущение недосказанности и где-то даже, как говорят театральные критики, «сыроватости». Готового и четкого ответа на вопрос «Что делать?» режиссер не дает, оставляя простор для мысли и творчества.

4. Спектакль очень спорный. Скорее всего, он вызовет две полярные реакции: либо очень понравилось, либо категорически нет. Его хочется или быстро принять и защитить от критики, которой, скорее всего, будет много, или резко отвергнуть. Ведь он совершенно не похож на лучшие классические спектакли Омской драмы. Не вытеснит их новая режиссура? Но нужно ли всегда выбирать и отвечать на вопрос, какой спектакль лучше — тот или этот? Ведь разные — это как раз хорошо. И если есть о чем поспорить, это тоже плюс.

 

Все фото: Андрей Кудрявцев. Текст: Дарья Федосеева

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter