om1.ru
Никаких баб и полно геометрии: премьера в Омской драме «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» - это новая работа режиссёра из Санкт-Петербурга Александр Баргмана, который уже ставил здесь спектакли «Лжец» и «На чемоданах».

Никаких баб и полно геометрии: премьера в Омской драме

«Дон Жуан, или Любовь к геометрии» - это новая работа режиссёра из Санкт-Петербурга Александр Баргмана, который уже ставил здесь спектакли «Лжец» и «На чемоданах».
15 апреля 2019, 14:10
рецензия

Танец — без танца. Так можно описать этот спектакль, хотя его легче выразить через движения, чем рассказать о нём словами. Стремительный бросок навстречу друг другу. Резкая остановка: А что, если завтра наши чувства не будут таким же, как сегодня? В геометрии не бывает капризов, из которых слагается человеческая любовь. Что справедливо сегодня, справедливо и завтра, и всё останется таким же справедливым, когда нас уже не будет на свете. А мы? Будем ли мы такими же завтра?

Дон Жуан (Егор Уланов)

 

Разгадать Дон Жуана пытались такие гении, как Тирсо де Молина, Моцарт, Пушкин, Байрон. Кто же это такой: коварный обольститель, который коллекционирует женщин, или глубоко несчастный человек, который не может найти ни себя, ни вторую половину? В трактовке драматурга Макса Фриша Дон Жуан одержим лишь одной страстью — геометрией, а женщины либо помогают ему лучше понять этот предмет, либо мешают ему. Достоверно ли исторически такое предположение? Скорее всего, нет. В 17 веке это было бы сложнее, чем сегодня, совмещать занятия ядерной физикой и смелые сексуальные эксперименты с разными партнёрами. Либо одно, либо другое. Приходится выбирать. Но оставим этот вопрос в стороне, ведь задача драматурга не восстановить историческую правду, а ответить на некие вечные вопросы. И один из самых главных из них — отношения между мужчиной и женщиной.

Донна Анна (Кристина Лапшина) и Отец Диего (Заслуженный артист России Сергей Оленберг)

 

Донна Анна у Макса Фриша не жена Командора, а его дочь. Прелестная и юная, как Офелия, и пылкая, обуреваемая чувствами, как Татьяна Ларина в тот момент, когда решает написать письмо Евгению Онегину.

Драматург вводит и ещё один женский образ — шлюхи Миранды. Она влюбляется в Дон Жуана, потому что он один предпочел её шахматам и прошёл мимо, как «мужчина, у которого есть цель».

Миранда (Юлия Пошелюжная), Селестина, сводница (Екатерина Потапова).

 

Так у кого же больше шансов завоевать главного героя — покорителя женских сердец: у юной и чистой Донны Анны или у Миранды, которая точно знает ответ на вопрос, чего хотят мужчины? И можно ли в принципе кого-то завоевать? Не будем отвечать, чтобы не раскрывать сюжет.

 

Ещё шаг. Что сделать, если ты уже ранен любовью? «Попытаться остановиться и вернуться к себе, исчезнуть и начать новую, уже не свою жизнь, тоскуя о себе подлинном… Растратиться, смириться, подчиниться и… Вновь полюбить… Женщину» (режиссёр спектакля Александр Баргман).

 

За короткое время спектакля Дон Жуан должен прожить целую жизнь и несколько раз измениться: из юноши, который мечтает служить только науке, стать человеком, который «духовно устал — устал от богохульства».

— Я вижу твою жизнь, Жуан: полно баб и никакой геометрии!  — восклицает Миранда.

И, как в танце: если один из партнёров стал другим, второму тоже ничего не остаётся, как измениться.

 

Спектакль сложный. Зрителям придётся потрудиться наравне с актёрами. Но, даже когда повисает пауза, в зале — тишина. Возможно, потому, что это тоже важная часть режиссёрского замысла. За его размышлениями и сюжетными линиями так же интересно следить, как за современной хореографической постановкой или за сложными геометрическими узорами, которые переплетаются между собой, сходятся, расходятся и превращаются один в другой.

 

Отдельно хотелось бы отметить потрясающе точные актёрские работы: любящий отец Дон Жуана — Тенорио (Николай Михалевский). Очень неожиданная Миранда (Юлия Пошелюжная). Бравый военный, умудренный годами и украшенный сединами командор Севильи (Руслан Шапорин). Ветреная и прекрасная жена его Донна Эльвира (Анна Ходюн). Живой и обаятельный Отец Диего (Сергей Оленберг). Брутальный и в то же время ранимый Дон Родериго, друг Дон Жуана (Иван Курамов). Яркая и очень остроумная Селестина, сводница (Екатерина Потапова). Неожиданно серьёзный, что кстати очень ему идёт, Владислав Пузырников в роли Дон Бальтазара Лопеса.

 

Текст: Дарья Федосеева, фото : Андрей Кудрявцев.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter