Пока на «Иннопроме-2013» в Екатеринбурге показывают сравнительно небольших роботов и андроидов, в российский прокат вышла лента Гильермо Дель Торо «Тихоокеанский рубеж», в которой гигантскими человекоподобными роботами заполнено все.
Изначально Гильермо Дель Торо должен был в 2011 году экранизировать культовый роман Говарда Лавкрафта «Хребты безумия» с Томом Крузом в главной роли, но потом на студии Universal посчитали, что вкладывать большие деньги в историю о Ктулху несколько рискованно, и проект закрыли.
Дель Торо (режиссер «Лабиринтов фавна» и обоих «Хэллбоев»), любитель красиво изображать всяких чудищ, горевал недолго и сразу же ухватился за идею «Тихоокеанского рубежа».
В Японии, славящейся любовью ко всему странному, уже долгие годы процветает жанр фильмов-катастроф, в котором центральное место отдано так называемым «кайдзю» — огромным и разнообразным монстрам. Самый известный среди них — Годзилла (хотя водятся еще и гигантские мотыльки, хамелеоны, летающие огнедышащие черепахи и прочая нечисть).
Если Квентин Тарантино вырос на спагетти-вестернах и фильмах категории B, что в дальнейшем определило его творческий метод, то Гильермо Дель Торо, упивался как раз японскими фильмами о драках колоссальных ящериц и крабов.
Неудивительно, что Дель Торо заинтересовался проектом, в котором из морских глубин выходят огромные твари. Сразу видно, что фильм он делал с настоящей любовью, отдавая дань кумирам своей юности.
Сюжет «Тихоокеанского рубежа» такой: где-то на морском дне открылся некий таинственный портал, откуда стали выходить монстры — гиганты (их тут тоже называют кайдзю) и разрушать прибрежные города. Сначала кайдзю выходят по одному и через длительные промежутки времени, потом частота их появления увеличивается.
Человечество отвечает на угрозу тем, что начинает строить таких же гигантских, как и кайдзю, человекообразных роботов, которых называют «егеря». Поначалу, экипаж этих машин состоял из одного пилота, но очень быстро стало понятно что из-за слишком больших нагрузок одному такую махину, грубо говоря, «не вывезти», поэтому экипаж стал комплектоваться двумя пилотами. При помощи специальной (но малопонятной для зрителя) технологии «дрифт», сознание пилотов увязывается в одно целое, управление гигантским роботом синхронизируется, что позволяет с бОльшей эффективностью громить потусторонних гадов.
Вот и весь сюжет. На фоне по-настоящему эпических боев железных монстров с кайдзю, выяснение отношений между главными героями выглядит как скучная жизнь одноклеточных.
Между тем, удержать зрительский интерес на протяжении двух с половиной часов — задача довольно трудная, но Дель Торо это удается. Сюжет развивается ровно таким образом, чтобы не дать заскучать зрителю в перерывах между боями исполинов, не более.
Да и было бы смешно требовать от такого фильма, чтобы персонажи были глубоко прописаны, а диалоги велись по полчаса с драматическими паузами.
История в фильме рассказана внятно, а больше для такого проекта ничего и не требуется.
Зато главное действие фильма, из-за которого стоит на него пойти, — драки гигантских роботов с кайдзю — выполнено безупречно, как уже говорилось с любовью, выдумкой и размахом.
Такое ощущение, что Дель Торо с удовольствием вообще бы выбросил всю сюжетную линию, а фильм наполнил бы только боями «местных» роботов и «приезжих» ящеров.
Ближе к финалу драки монстров становятся совсем остервенелыми — в ход идут «подручные» средства: фрагменты мостов, куски зданий, одного бедолагу-кайдзю отметелили рыболовецкой баржей.
Смотреть на эти бои без правил можно бесконечно, особенно в 3D. Весь фильм — это гимн разрушению, но снят он так, что никакого отвращения не вызывает. Скорее, завораживает.
Судя по всему, режиссер, снимая фильм, подсознательно пытался ответить на извечный русский вопрос: «Кто кого поборет — кит или слон?». Понятно, что в фильме нет ни того, ни другого, от этого вопроса остался только волнующий размах события.
"Тихоокеанский рубеж» — это в первую очередь форма, а не содержание, но и в таком максимально заточенном на зрелищность фильме нашлось место для пары интересных мыслей. С каждым разом новоприбывшие кайдзю становятся все опаснее и опаснее, и людям приходится строить новых, более совершенных «егерей». Любая гонка вооружений смертельна опасна для обеих противоборствующих сторон: когда кто-то начинает уступать, то обязательно попытается сделать все, чтобы утащить противника за собой в пропасть.
Еще режиссер пытается нам показать, как опасно зацикливаться на своем прошлом. Память — великая сила, но если ее использовать неправильно, и не жить настоящим, то рано или поздно это обернется бедой.
Сейчас Дель Торо всерьез обсуждает съемки второй части «Тихоокеанского рубежа», там будет еще больше роботов и кайдзю. Впрочем, все зависит от того, окупится ли первая часть.