Живопись и гравюра европейского барокко. Из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств», кроме живописного полотна «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», представлено более 30 произведений старинной гравюры, выполненной с живописных оригиналов знаменитых художников XVI– XVII столетия, работавших в Нидерландах и Фландрии: Брейгеля, Рубенса, ван Дейка, Йорданса…
Атмосфера выставочного зала настраивает на неспешный «разговор» с шедеврами старых мастеров. Гравюра сложна для восприятия. Это искусство элитарное, обладающее особой эстетикой, связанной не только со знанием техники изготовления печатной формы, но и морфологии самого отпечатка — гравюры: бумаги, водяного знака, надписей и подписей, владельческих знаков. Немаловажную роль играют и сюжеты. Как правило, они связаны с библейскими или историческими событиями.
Ирбитская выставка, ее графический раздел, интересен гравюрами с живописных оригиналов Рубенса — художника, с именем которого мы ассоциируем стиль барокко. Яркие, динамичные композиции, наполненные светотеневыми эффектами, демонстрируют работы мастеров XVII–XVIII веков французской английской, итальянской, немецкой школ.
Один из самых обаятельных и узнаваемых женских образов в творчестве Рубенса выражен в портрете неизвестного английского гравера XVIII века «Елена Фоурман с сыном» (живописный оригинал находится в Старой Пинакотеке Мюнхена).
Полное погружение в сюжет, в образы евангельских персонажей демонстрирует редчайшая гравюра, выполненная с девяти печатных досок французским гравером Полем Дево «Тайная вечеря» (1660–1670) (живописный оригинал представлен в Пинакотеке Брера в Милане). Гравюра поражает не только грандиозным форматом, но и высочайшим мастерством передачи сложнейшего психологического сюжета в интерьере.
Стоит отметить, выставкой «Питер Пауэл Рубенс и его время» омский музей продолжает встречи зрителей с искусством старинной гравюры. Возможно, постоянные посетители вспомнят состоявшиеся в музее проекты «Комментарии к старинной гравюре», «Гравюры голландских и фламандских мастеров», «Возвращение Рембрандта».
Гравюры старых мастеров…
В них обаяние художественного стиля своего времени и высочайшее профессиональное мастерство гравера. Они хранят еще немало секретов, но есть и открытия, с которыми организаторы выставки с удовольствием делятся со зрителем.
Небольшой старинный городок Ирбит, знаменитый в XIX веке своими ярмарками, сегодня получил новый статус «культурной столицы» Урала. Благодаря основанному в 1972 году музею гравюры и рисунка (именно так позиционировал его директор и основатель музея В. А. Карпов в первые годы существования) об ирбитском «национальном достоянии» узнали далеко за пределами региона.
О создателе уникального музея, его генеральном директоре Валерии Андреевиче Карпове ходят легенды. За 40 с лишним лет служения искусству им собрана богатейшая коллекция графики, представляющая все национальные школы Западной Европы XVI–XX веков и России, начиная с Петровской эпохи. Небольшую часть ирбитского музейного собрания омский зритель сможет оценить, побывав на выставке «Питер Пауэл Рубенс и его время».
Ведущий научный сотрудник ООМИИ им. М. А. Врубеля, хранитель фонда русской и зарубежной графики Галина Андреевна Севостьянова.