В кинотеатре «Слава» завершился Фестиваль независимого американского кино, в программе которого традиционно показывают малобюджетные, нераскрученные фильмы, которые обычно не снимают большие студии. Это не боевики или ужасы на потребу широкой публике, а вот, скажем, высокие комедии в афише здесь вполне могут встречаться. Но чаще всего — драмы.
Ом1.ru оценил четыре из шести показанных в программе фильмов – «Кто в пятницу родился», «Дикая жизнь», «Соллерс-Пойнт» и «Пазл» – и составил о них собственное мнение.
Общее впечатление — в этом году в афише собрались картины, особенно рефлексирующие из-за тяжелой жизни простых людей, где авторы, кажется, очень сильно тревожатся из-за экономического состояния своей страны. Будь то сюжеты о современности или о 60-х годах, как в «Дикой жизни». Где-то это, может, и просто фон, а где-то один из главных компонентов настроения фильма. В прошлом году все-таки подобного еще не наблюдалось. Такова сейчас общая атмосфера в американском обществе? Возможно...
На дне?
Фильм «Кто в пятницу родился» одновременно и об экономических проблемах страны, и о трагедии конкретных людей, и о моральном выборе. И при этом можно считать его наполовину детективом... с двойным дном.
Но увы, не обойдусь без спойлера. Представьте «Преступление и наказание», однако где у старухи-процентщицы была бы дочь и она бы после убийства стала для Раскольникова как раз Соней Мармеладовой, только в отличие от оригинала отношения с ней у Родиона получились не только духовные и платонические, но и интимные. И вы получите примерный, но лишь примерный, сюжет «Кто в пятницу родился». Но я не исключаю, что режиссер действительно вдохновился сюжетом книги Достоевского.
Главный герой — молодой парень Ричард (довольно звездный актер Тай Шеридан), которого воспитывали в приемных семьях, где он с трудом уживался и его перебрасывали от одной к другой, как горячую картошку. Начав самостоятельную жизнь, он вынужден работать там, где не требуется особой квалификации и нужды хлебает по полной. Но это не студент Раскольников, он слишком прост для того, чтобы мучать себя вопросом «Тварь я дрожащая или...?» В друзьях у него объявляется подозрительный тип Свим (Калеб Лэдри-Джонс), который, как зритель подумает, будет сбивать его на криминальную дорожку. Кстати, Лэдри-Джонса можно было увидеть ещё на Фестивале нового британского кино в 2016 году. Там он сыграл похожего героя в фильме «Война против всех», где главным звёздами были Александр Скарсгаард и Майкл Пенья — вот такая интересная перекличка. Кроме того шерифа, расследующего убийство владелицы жилья, которое снимает Ричард, играет Джеффри Райт, известный по «Сириане», «Голодным играм» и двум фильмам «Бондианы» - «Казино Рояль», «Кванту милосердия».
Однако мы почти весь фильм увидим метания героя и только к финалу увидим, кто же убийца... Очень неожиданно. Большая психологическая игра в казалось бы вялом действии — добавьте это и основные компоненты того, почему картина интересна, у вас сложатся.
Ретро в клубах дыма
Джейк Джилленхол повзрослел до лет, когда играет отца ребёнка старше 10 лет. Именно такая у него роль в фильме «Дикая жизнь» по роману Ричарда Форда. Его жену Джин играет Кэри Маллиган. По сюжету семья переезжает в Монтану из Айдахо, где её глава Джерри звёзд с неба не хватал, работал себе понемногу, но ему чего-то не хватало. На новом месте он устраивается в гольф-клуб, но затем теряет работу из-за того, что играл с гостями на деньги. Буквально через дня два его прощают и зовут обратно — ему это уже не надо. Гордость не позволяет? Тем временем в Монтане бушуют лесные пожары — и это становится мощным образом фильма, как это явно было и в книге. Долго ища работу и в итоге решив поучаствовать в тушении пожаров, Джерри постепенно портит отношения с женой, которая сама выходит на работу снова после того, как была просто домохозяйкой и воспитывала сына Джо (Эд Оксенбульд). Джин по сути запутывается в своей происходящем на ровном месте. И... пытается искать выходы из лабиринта собственных переживаний. Мотивация её далее оказывается не очень убедительной. Но это становится лишь частью общей картины несчастья и разлада в конкретной семье, которая, как у Толстого, конечно, несчастлива по-своему. Суждено ли ей перебороть непонимание — лучше посмотреть самим.
Цитата:
- Он хочет нам помочь. Хочу ли этого я — не знаю.
Афиша очень характерно показывает супругов в фотоателье, где начал работать их сын — друг на друга смотрят несчастные люди, между которыми что-то порвалось... В обычном прокате картина стартует 18 октября.
Фильм стал хитом фестиваля «Сандэнс» и получил там Гран-при.
«Я говорил тебе, что завязал?»
Фильм «Соллерс-Пойнт» с Джеймсом Белуши в одной из ролей чем-то напомнил недавнюю российскую картину Андрея Вальдберга «Место!» (18+), которую омский зритель мог видеть на фестивале «Движение». Американские гопники и русские — можно сравнить, грубые диалоги, наркота тут и там, но на американском материале тебе может показаться, что жители Балтимора тут наркоманы чуть ли не все. Это уже не детектив, а некая полукриминальная драма — герой Кит девять месяцев пробыл под домашним арестом за преступление, твёрдо решил «завязать», но окружение не очень хочет давать ему это сделать. Удастся ли — в этом интрига. Герой не тянет на того брутального мужика, который в «Джентельменах удачи» со словами «Я говорил тебе, что завязал?» Доцента с лестницы спустил. Но, собственно, его оправдывает, что и дружки тут более серьёзные и грозные, чем внедрённый к беглым зэкам директор детского сада...
Балансируя на грани выживания, пытаясь честно заработать деньги, не обладая какой-либо профессией, но и не желая идти учиться, Кит совершает кучу нелогичных и даже диких поступков. Он производит впечатление человека, недовольного жизнью, и понятно, почему. Его задирают, он отвечает, потом возвращается к обидчику с пистолетом и т.д... И жаль его не становится, и одновременно в короткую депрессию его настроение зрителя очень даже может вогнать. Некуда, мол, простому человеку в Америке податься — не получилось у неё снова стать великой. Остаётся только сидеть, играть в карты, болтать и вспоминать прошлые золотые времена... Когда рабочий сталелитейного завода считался в автосалоне желанным покупателем и мог выбрать там любую машину (из воспоминаний друзей отца Кита).
Она разгадала знак «бесконечность»
Комедийная мелодрама «Пазл» - история домохозяйки Агнес (звезда «На игле» Келли Макдоналд), которая круг окружающей бытовухи разорвала увлечением. Вдруг отозвавшись на объявление человека о том, что он ищет партнёра для соревнований по собиранию пазлов (талант в этом у неё был с детства) и сильно преуспев, она находит в этом хобби нечто большее, чем просто досуг. Снова сравню, но для неё пазлы становятся отдушиной, как в фильме-участнике прошлого Амфеста «Сильвио» для разумной гориллы был отдушиной тихий кукольный театр. Добавьте индуса-интеллектуала (экс-звезда Болливуда Ирфан Кхан), который и составляет ей компанию в собирании — и получится новый интересный собеседник, который более интеллектуален, чем её муж и дети. Словом, жизнь играет новыми красками, но совсем гладкой не становится.
Экономические проблемы тут тоже поднимаются, но менее явно — с голоду точно никто не помирает, от зарплаты до зарплаты не живёт, но и в роскоши не купается. А чтобы оплатить одному из сыновей Агнес колледж, просто так выложить из кармана деньги не получится — придётся кое-что ценное продать и вокруг этого тоже будет конфликт.
В результате всего пережитого за экранное время — и стресс, и радость — героиня выходит обновлённой и по сути находит смысл жизни. Обыденно, по наитию и даже капризно — но успешно. Хэппи-энд, когда за персонажа радуешься искренне... Среди увиденных — это самая оптимистичная картина фестиваля.
Анфиса Пушкина