om1.ru
По следам омской «Стенограффии» Брахиозавры, гигантские моллюски, роботы, богатыри – за последние три года в городе появилось немало таинственных существ. Нужно лишь знать, где их искать.

По следам омской «Стенограффии»

Брахиозавры, гигантские моллюски, роботы, богатыри – за последние три года в городе появилось немало таинственных существ. Нужно лишь знать, где их искать.
28 августа 2018, 09:22
Спецпроект

Нефтяники. Обычный рабочий день. Ветер доносит соблазнительные запахи еды из ближайшего кафе, торговцы из палатки завлекают дынями и арбузами, люди спешат по своим делам, игнорируя соблазны.

Но что-то в моих любимых Нефтяниках изменилось. Что-то заставляет людей замедлить шаг, изогнуться, запрокинуть голову. Взгляды устремляются в одну точку, и недоумение сменяется восторгом.


«Кристалл» — популярная остановка, крупная транспортная развязка, где ежедневно бывают тысячи омичей. И не все успели заметить, как преобразилась стена пятиэтажки на проспекте Мира, 44. Это неудивительно: нарисованный на ней гигантский робот — пока еще новорожденный. Появился он на свет всего несколько дней назад в рамках фестиваля «Стенограффия», который состоялся в Омске с 27 по 30 июля.

 
«Стенограффия» – ежегодный российский стрит-арт-фестиваль, в рамках которого профессиональные и непрофессиональные художники превращают городские постройки в новые локальные достопримечательности. С 2015 года фестиваль стал важной частью программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».
Ключевые задачи проекта – облагораживание городского пространства и предоставление талантливой молодежи возможности участвовать в создании комфортной городской среды.
Фестиваль проводится в Омске, Екатеринбурге, Оренбурге, Санкт-Петербурге, Томске, Ханты-Мансийске, Ноябрьске, Муравленко, Новом Порту и Мысе Каменном (ЯНАО). Всего с 2015 года художники фестиваля создали 450 арт-объектов, в числе которых – первый граффити-проект за полярным кругом (ЯНАО, с. Новый Порт) и первый стрит-арт-объект, созданный роботом-принтером по эскизу от нейросети (Екатеринбург).
В Омске фестиваль проходит с 2016 года. За три года уличные художники из разных уголков России создали 15 арт-объектов, которые стали любимыми и знаковыми для горожан объектами городского ландшафта.

Робот словно шагнул в реальность из фантастического фильма, кажется, следующий шаг его массивной ноги обрушится на хрупкий асфальт — и Омск больше никогда не будет прежним. Но персонаж остается на месте — на своем холсте. Остается иллюзией, умело созданной командой STENOGRAFFIA из Екатеринбурга при участии художника Александр Гущина.


 
— Мы пытаемся осмыслить улицу, понять, как можно взаимодействовать с людьми, изменять городское пространство, а рисование на улице — это максимально эффектное и быстрое изменение пространства. В некоторых городах мы отодвигаем работу со смыслами на второй план: нам очень важно, чтобы стены становились просто яркими и красочными, это то, что нужно людям. Это уже стало традицией — рисовать в Омске 3D: в этом году мы нарисовали огромного робота, похожего на робота из «Ну, погоди», он максимально яркий, эффектный и размером с торец дома — это круто и весело. Мы добавляем в эскизы третье измерение, зная о том, что в Омске это поймут и оценят, и работы начинают «играть» особенным образом.
Андрей Колоколов, Екатеринбург, команда STENOGRAFFIA

Иллюзия эта будоражит. Омичи останавливаются, достают телефоны, делают селфи. Не остаюсь в стороне и я: щелкая затвором, фотографирую не просто себя, но себя как часть реальности, которую создали здесь художники. Ничем не примечательный проход между домами неожиданно дарит простор для фантазии, яркую вспышку среди белого дня.


Последний объект, пожалуй, стал самым колоссальным. Улица Ипподромная, 12. Спальный район, неподалеку — Хитрый рынок. В «Современник» мамы водят своих детей заниматься творчеством, возле центра досуга автолюбители паркуют свои машины, которые теперь до удивительного буднично ждут своих хозяев возле настоящего чуда природы. В 2018 году художники преобразили более 1 000 квадратных метров омских стен. Изменили до неузнаваемости стены трех жилых пятиэтажек, трансформаторную подстанцию, трамвай и фасад центра досуга «Современник».

Площадь работы «Наутилус» краснодарского художника Георгия Куринова составила 600 квадратных метров. Здесь столько оттенков зеленого, синего, голубого, что заблестят глаза даже у повидавшего многое на своем веку селфимана.

 

 
— У меня была иллюстрация, сделанная еще зимой, очень детальная. Я сначала нарисовал ее карандашом, потом в цвете в Photoshop и ждал момента и поверхности, на которую бы стало возможным ее перенести. Когда организаторы «Стенограффии» прислали фотографии поверхностей, я сразу понял, что именно на этом фасаде хочу видеть именно этот рисунок, ни секунды не сомневался. С большими форматами мне работать проще, на огромной площади я дышу, а на маленьких — задыхаюсь, и мне очень нравится, когда размер самой маленькой кисточки — это размер самого большого валика, который можно купить в магазине. Если на эскизе это какой-то маленький глазик, то у меня на стене он будет высотой в два метра. Такие работы я делаю на одном дыхании.
Георгий GOOZE Куринов, Краснодар, автор работы «Наутилус»

Омичам и не потребовалось особого приглашения: вскоре после создания работы в соцсетях стали появляться многочисленные фото на фоне поражающего своим величием и живописностью создания. Я тоже сделала фото для коллекции, проследив, чтобы в кадр попал древний, как этот мир, познавший все тайны вселенной глаз.


 
— Я всегда доволен «Стенограффией»: здесь никто ни в чем тебя не ограничивает. Если ты настоящий профессионал — никто не скажет «давай чуть изменим цвета» или «давай персонажей добрых». У меня за спиной не один фестиваль, я сам выступаю как организатор, и когда нужно работать с локальной администрацией, есть проблемы с согласованием. Начинается: а давайте что-нибудь веселенькое, давайте что-то более понятное гражданам, более позитивное, более патриотичное. Начинается протяжная песня, и не о развитии современного искусства. А «Стенограффия» ломает эти стереотипы, я уж не знаю, как им удается это делать — согласовывать такие большие поверхности под по-настоящему крутые авторские работы. На этом фестивале можно воплотить самые смелые идеи, и ради этого, конечно, стоит лететь в другой город через всю страну.
Георгий GOOZE Куринов, Краснодар, автор работы «Наутилус»

Еще одна работа создавалась во время праздничного мероприятия, которое прошло в Камергерском переулке. Пока омичи наблюдали граффити-баттлы и участвовали в них, слушали лекции и музыку, делали картонные домики и фотографировались в зеркальных собаках (инсталляция Натальи Пастуховой «Стая» произвела настоящий фурор), художники Марат Ремарик и Иван Крячко колдовали над гаражом. Ранее над постройкой изрядно потрудились вандалы, но омские творцы напомнили землякам, что такое красота — их проект получил название «Красота улиц».

Также по итогам 2018 года в Омске появилась 3D-работа «Обострение» от Тимура Утро из Уфы. Если подойти вплотную к зданию на Карла Маркса, 87, можно увидеть, как над тобой правдоподобно нависают цветные карандаши. Это, конечно, не так тревожно, как робот, но тоже захватывает дух.

 
— Омск — город очень колоритный, я в таких еще не был, и он запомнится мне надолго. Моя работа называется «Обострение», и мне кажется, это рифмуется с тем, что в Омске постоянно происходят какие-то «обостренные» события. Мне кажется, что мои карандаши могут стать отличным символом художественной жизни в Омске, которая там совершенно особенная. Стрит-арт позволяет выставлять свои работы вне рамок галерей. Несмотря на то что это очень большая работа, нужно уметь работать расслабленно и при этом быстро. И самое важное — уметь получать кайф от работы.
Тимур UTRo, Уфа, автор работы «Обострение»

Особую теплоту и симпатию внушает созданный художником Васей Басе из Нижнего Новгорода «Артист». Картина во всю стену соседствует с «Домом актера» и радует цветовыми сочетаниями — для любителей стильных селфи. Или для тех, кто предпочитает смотреть глазами.


 
— Иногда для демонстрации своих работ использую потенциал улицы, который огромен и крайне притягателен. Моя работа была локальной и привязанной к Дому актера. Я старался выразить собирательный образ человека творческих профессий, в душе которого всегда есть силы и огонь, которые вдохновляют и питают большое количество людей. «Стенограффия» в Омске прошла прекрасно. Люди были открыты и очень хорошо реагировали на мою работу и в целом на фестиваль. Запомнился ресторан в Доме актера, где была очень вкусная окрошка за 60 рублей.
Вася Басе, Нижний Новгород, автор работы «Артист»

Вообще, если задуматься и отодвинуть на второй план насущные потребности типичных обитателей соцсетей (больше новых фото!), это все не про селфи. И, возможно, даже не про смешанный с удивлением моментальный всплеск эстетического наслаждения, возникающий при взгляде на профессиональную, необычную и, чего уж говорить, ОГРОМНУЮ работу.


Художники приезжают в Омск и в содружестве с местными коллегами создают точки притяжения для горожан. Фестиваль прошел в Омске уже в третий раз, и с 2016 года в городе появилось 15 знаковых стирт-арт объектов. «Мы знаем, что уличное искусство может изменить мир», — так говорят организаторы фестиваля «Стенограффия», и эта формулировка, пожалуй, дает максимально точное представление о миссии этого глобального мероприятия. В 2018 году после Омска «Стенограффия» отправилась в Ноябрьск, Муравленко, на очереди — Оренбург, Новый Порт и Мыс Каменный (поселки за Полярным кругом), а также Томск и Санкт-Петербург. Уже позади — Ханты-Мансийск и родной для фестиваля Екатеринбург.

Дарья Мельникова, пресс-секретарь фестиваля «Стенограффия»:

— Несколько раз в дни фестиваля в Омске я была свидетелем того, как во время рисования объектов к художникам походили местные жители и говорили слова благодарности. Просто так, проходя мимо, они останавливались где-нибудь через дорогу, вглядывались в происходящее и шли навстречу к перепачканному уставшему автору или волонтеру и говорили: «Спасибо за красоту». В один из последних дней, когда мы помогали наносить последние штрихи на наш самый большой объект, к нам подошла девушка, спросила, «Стенограффия» ли мы и, очень волнуясь, сказала о том, как она рада, что эта стена теперь так изменилась. Это, пожалуй, и есть самое главное достижение.

В прошлом году торжественная часть «Стенограффии» совпала с празднованием Дня омича. На Зеленом острове создали огромное граффити птицы — подобие раскраски, где контуры создают художники, а свою цветную лепту вносит любой желающий. Дети с упоением раскрасили Subaru — конечно, смываемой краской.

В 2017 году художник Андрей Топоров подарил Омску брахиозавра: пришелец из далекого прошлого поселился на Заозерной, 36/1. Представитель вымершего вида преспокойно щиплет листву с ближайшего дерева, превращая окружающее пространство в живой кусочек истории.

Серая, ничем не примечательная техническая постройка в 2017 году зацвела пионами: эти символы любви и благополучия появились на будке благодаря Игорю Митюнину и Полине Разиковой из команды MES CREW (Екатеринбург).

Художник Крепкий Палец создал яркую и обращенную ко всем одновременно благодарность: его работа, изображающая доброго аиста, получила название «Спасибо!»Еще одна будка, расположенная на территории ГДКБ № 3, до лета 2017 года играла роль «стены благодарностей». Счастливые отцы писали на ней послания к своим женам, ведь на эту стену выходят окна роддома. Об эстетической стороне вопроса мужчины особо не заботились…

 
— В нашем городе мало уличного искусства, поэтому такой фестиваль особенно интересен. Наша стенка находилась в таком месте, куда случайный прохожий вряд ли зайдет — на территории Больничного городка, а именно напротив родильного отделения. И до нашего рисунка вся стена была исписана словами: «Спасибо за сына, спасибо за дочь». Поэтому мы просто вобрали в себя все эти благодарности и изобразили большого аиста со словом «Спасибо». Иногда мы обращаемся к теме города-сада, рисуя растительные сюжеты. Искали ли мы вдохновение в самом городе? Вдохновляющие вещи везде вокруг нас. А так как мы живем в Омске, творим в этой среде, то и вдохновляемся ею, конечно же.
Саша Хохлова, Омск, соавтор работы «Спасибо»

Кстати, побывав на Магистральной, 31 (именно здесь расположена детская больница), я пополнила свою коллекцию селфи сразу двумя работами участников «Стенограффии». В 2016 году на этой же будке появился рисунок «Вид из окна», который создали омские художники Марат Remarik и Иван Крячко. Они позаботились о маленьких пациентах: теперь юные омичи, выглядывая из окна больницы, видят сказочных персонажей.


 
— Рисую в подарок, рисую во дворе, где гуляет мой ребенок, где я часто провожу время, стараюсь облагораживать пространство вокруг себя. Иногда нужно незаметно вписать рисунок в среду, иногда, наоборот, лучше выбирать неожиданные решения — контрастные и не вписывающиеся в среду, чтобы сделать акцент, привлечь внимание. Если ты решил сделать что-то творческое, то можешь изменить и стену, и пространство вокруг нее, подстраиваться под среду не обязательно. Фестиваль в Омске проходит в третий раз, и меня это очень радует: он однозначно сказывается на жизни и развитии города хорошо.
Марат Ремарик, Омск, соавтор работ «По щучьему веленью», «Красота улиц»

Как сказал художник Андрей Топоров, «людям интересно, что происходит за стенами». Во время «Стенограффии-2016» он решил пофантазировать на эту тему — так родился его рояль, зависший между этажами. Попереживать, как я, за исход небанальной домашней сцены можно возле здания музыкального училища им. Шебалина.

А затем можно побывать на Зеленом острове, где сцену-ракушку с 2016 года украшает работа омича Ивана Predit «Банки с краской». Там же, кстати, во время ключевого мероприятия «Стенограффии-2016» появился на свет объемный Кинг-Конг работы все того же Андрея Топорова. Также в 2016 году во время фестиваля был создан Колизей «Союзмультфильм» на Бударина, 3/1: художник из Павлодара Константин Александров преобразил насосную станцию «Водоканала». Кстати, сооружение располагается неподалеку от Камергерского переулка, где в 2018-м художники «Стенограффии» облагородили гараж.

 
 
— Сейчас в России у художников достаточно высокий уровень, если раньше это было по-дилетантски, то сейчас посмотрели, что делается во всем мире, и начали догонять. Стрит-арт сейчас на подъеме, думаю, в него будут вливаться не только дилетанты, но и люди с образованием, и, я думаю, это даст качественный подъем. Одно дело — когда человек просто делает от души, а другое — еще и обладая знаниями и опытом: человек, окончивший консерваторию, сыграет на чем угодно, хоть на колесе велосипедном, если спицы настроить правильно.
Константин Александров, Павлодар, автор работы «Колизей СоюзМультФильм»

Конечно, один из самых знаковых и полюбившихся омичам объектов — дом на Чокана Валиханова, 11, на стене которого с 2016 года красуется богатырь Манас. Его изобразил художник Константин Zmogk из Москвы, вдохновившись биографией Чокана Валиханова. Улица его имени давно стала местом притяжения для омичей и гостей города, а живописный могучий красавец (с таинственным артистом они — почти соседи) бдительно наблюдает за ней, выглядывая из ярко-зеленых летних зарослей.

По словам организаторов и участников «Стенограффии», работы призывают к диалогу с самим собой. «Не оглядываться на других, а искать свое лицо, свою собственную идентичность». Художники фестиваля пообещали развивать стрит-арт в Омске — и свое обещание держат. Возможно, их творчество подскажет нам что-то о нас самих. Нужно лишь смотреть в оба.

Евгений Фатеев, создатель и идеолог фестиваля «Стенограффия»:

— Омск — непростой город, очень сложно стать для него своим, но нам это удалось. И дело даже не в том, что омичи начали гордиться «Стенограффией». Дело в чем-то необъяснимом, и мы уже чувствуем это, нам передается эта энергетика города. Нам кажется, что самой трогательной инициативой, вдохновленной «Стенограффией», стал настенный портрет Егора Летова. Омск прямо на глазах становится все более дружелюбным городом. Очень понравилась тенденция к обустройству переулков и проулков в центре города. Цель формирования дружелюбной среды — увеличение эдакой емкости города, готовности и способности города принять в себя самых разных, самых странных людей. Пока у Омска это получается. Будет очень интересно увидеть этот прекрасный город через год.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter