om1.ru
Погружение в профессию: изучаем, каково быть канатоходцем в цирке Корреспондент портала Om1.ru побывал на арене Омского цирка и попробовал научиться ходить по канату в компании бесстрашных акробатов.

Погружение в профессию: изучаем, каково быть канатоходцем в цирке

Корреспондент портала Om1.ru побывал на арене Омского цирка и попробовал научиться ходить по канату в компании бесстрашных акробатов.
23 июля 2018, 15:56
Спецпроект

НА КАНАТЕ

Погружение в профессию началось с прихода в святая святых цирка — арены. Здесь меня встретили известные в России артисты цирка Сайракан и Махмуд Суанбековы. Бразды правления на себя взяла Сайракан, сама она долго занималась акробатикой на шестах, а на канат встала в 30 лет. 

Сайракан уже научила цирковому искусству двух сыновей и решила ненадолго взять шефство и надо мной.

 

Но так просто на канат не попадешь. Сначала необходимо разогреть мышцы, поэтому меня отправляют бегать по арене.

Сайракан Суанбекова:

— Перед тем как становиться на канат, нужно хорошо разогреть мышцы, чтобы чувствовать их, контролировать и расслаблять, когда необходимо.

Затем разминаем стопы и руки. Ведь именно они твои главные помощницы на канате. Важно не перенапрягать стопу и правильно балансировать руками, чтобы не потерять равновесие и не полететь с высоты.

 
Интересно: Семья Суанбековых (Сайракан, Махмуд и Нурсултан) работают под куполом без страховочного лонжа, он присутствует только у верхнего акробата. Акробаты выполняют трюки на канате и колесе смерти. Артисты признаются, что некоторые элементы со страховкой выполнить просто невозможно.

Когда тело подготовлено, пора вставать на канат. Воображаемый! Да, прежде чем вступить на настоящий, необходимо разобраться, как правильно ставить стопы и балансировать руками. Мы делаем это на полу. Контролировать все части тела сразу довольно сложно.

 

Нужно, чтобы ступни ходили плавно по определенной траектории, при этом не перенапрягаясь, нельзя прогибаться в пояснице и сильно сгибать колени, а руки должны быть подвижными только от локтя до кончиков пальцев. Именно так удобнее держать равновесие.

И вот, когда техника, кажется, изучена, наступает момент икс и я наступаю на канат. Конечно, под купол меня никто не приглашал, канат растянули довольно низко — примерно в метре от пола. Однако, когда находишься наверху, кажется, будто лететь тебе в случае чего придется неблизко. Благо, акробаты держали меня за руки и подсказывали, как правильно идти.

Когда только учишься ходить по канату, важно передвигаться медленно, как бы скользя по нему стопой. Уже позже, когда канат становится для артиста второй дорогой, он может бегать по нему и даже прыгать на скакалке. Это мне с легкостью демонстрирует Махмуд.

Обычно канатоходцы используют так называемые балансы и вееры, чтобы держать равновесие. Мне показали легкий баланс — длинную палку весом 12 килограммов (да уж, действительно «легкий»).

Когда на канате меня внезапно решают отпустить (вот так сюрприз!), я делаю огромные глаза и начинаю падать. Потому что так просто с первого раза канат не покорить — нужны длительные и упорные тренировки.

РИСКУЮТ С ДЕТСТВА

Братья Суанбековы тренируются в цирке с самого детства, они и родились на гастролях в разных городах. На вопрос, почему пошли в цирк, смеясь, отвечают: «У нас не было выбора, мы же «опилочники».

 
Справка: «Опилочниками» называют детей, рожденных на гастролях. Слово появилось во времена, когда арены застилали опилками. То есть это люди, которые родились практически на манеже цирка.

Сейчас, помимо номеров на канате, в которых участвует вся семья, братья выступают на «колесе смерти», правда, артисты предпочитают называть его «колесом смелости». Кроме них, такой программы в России нет ни у кого.

«Колесо смерти» представляет собой конструкцию из двух колес, соединенных между собой.

Один из артистов работает внутри колеса и следит за его скоростью, другой выполняет трюки снаружи.

Махмуд Суанбеков:

— Здесь важно соблюдать баланс и держать скорость. Потому что если я раскручу колесо сильнее, брат, рассчитывая на другую скорость, может сорваться и улететь.

Два года назад работающий снаружи Нурсултан во время шоу в пермском цирке сорвался вниз с 8-метровой высоты. Местные врачи зафиксировали перелом крестца, разрыв мениска, перелом колена и разрывы связок. В память об этом у акробата в кости остались железные шурупы. Сейчас он снова на арене с тем же колесом. Говорит, возвращаться было не страшно.

ПАМЯТЬ ОБ ОМСКЕ

В Омске семья Суанбековых уже не первый раз. Они периодические приезжают гастролировать в наш цирк. И в свой единственный выходной успели погулять по городу и насладиться его красотами. Позитивно отзываются артисты и об омском зрителе.

— В Омске очень благодарный зритель. Хорошо принимают, сопереживают. Такое не во всех городах встречается. Например, запомнились Казань и Нижний Новгород — там зрители были очень сдержанные, — рассказывает Нурсултан.

У младшего брата есть и другие воспоминания о нашем городе. «Вот этот шрам я получил в Омске», — с улыбкой говорит Махмуд и демонстрирует руку. Боевое ранение парень приобрел все там же, в цирке. Коллега по цеху попросил его подержать обезьяну, а той что-то не понравилось, поэтому она решила искусать парня. Затем укус опух и его пришлось вскрывать в больнице.

НЕ СИДИ СПИНОЙ К МАНЕЖУ

И вот, познакомившись с артистами и попробовав себя в роли канатоходца, остается одно — узнать цирковые традиции, чтобы меня ненароком не побили за кулисами.

Главное поверье артистов — нельзя сидеть спиной к манежу. Это плохая примета. За кулисами нельзя переходить дорогу артисту, который готовится к выходу на арену. «За это могут побить», — шутят братья.

Нурсултан Суанбеков:

— Нельзя возвращаться в гримерку, если что-то забыл, кто-то не шьет перед выступлением. Была одна артистка, которая устроила целую истерику из-за маленькой дырочки.

Сами братья Суанбековы стараются не верить в приметы, чтобы зря не накручивать себя перед сложными трюками.

Фото: Юлия Куржумова, Виктория Гридасова
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter