Подобных примеров в истории мирового кино, конечно, не так много, но и весьма немало. По сути, одновременно быть в кадре и за кадром, быть участником процесса и одновременно направлять его — дело непростое. Но субьективно — Козловский в таких обстоятельствах как минимум не провалился, а тем более за плечами у него были Никита Михалков в качестве продюсера плюс другие продюсеры той же обоймы, что делала «Экипаж» (6+), «Легенду № 17» (6+) и «Движение вверх» (6+).
|
---|
Кадр из фильма «Экипаж» |
Что такое футбол в России — об этом хоть и не до самой глубины и не с научной въедливостью, однако более-менее старательно Козловский постарался порассуждать в фильме, но не закадровым текстом, а диалогами героев. В том числе своего собственного — игрока Юрия Столешникова, который волею судеб становится главным тренером команды ФНЛ — то есть не самое «болото» и низы, но и не элита. Если помните, это всё можно считать отзвуком фразы главного героя фильма «Духless» (18+): «Я хочу, чтобы «Спартак» и ЦСКА играли друг с другом, как «Милан» с «Интером». Утопия? Скорее всего. Понятно, что тогда фразу в уста персонажа Козловского вложил сценарист и автор книги-оригинала, но сам порыв…
|
---|
Кадр из фильма «Духless» |
Как известно, до выхода фильма его ожидание ознаменовалось скандалом с Козловским и его фразой в интервью про «одну злобу и ненависть в России». Мол, на предпоказах зрители фильм приняли плохо. Ещё одному титану искусства не повезло с народом и публикой, да. Бывает. Кто прав в этой ситуации? Публика, которая изначально критично относится к российскому кино (хотя исключения и кассовые рекорды при этом у него в последнее время бывают) и которая безжалостна к любым огрехам? Или обидчивый мастер, который болезненно относится к любой критике (которая не так уж удивительна, если учитывать, что как у режиссёра у него дебют)? Непонятно.
|
---|
Кадр из фильма «Тренер» |
Плюс с другой стороны известен отзыв актёра Александра Ильина (он сыграл лидера фанатов), которым он поделился в интервью «Om1.ru» совсем недавно: «Такое ощущение, что Данила работал режиссёром всю жизнь… Но у меня общее впечатление от съёмочной группы — что Данила сумел собрать очень приятных людей, парней и девчонок. Это были отличные время и атмосфера. Очень дружелюбная. И всем всё нравилось. Все хотели работать, несмотря на то, что и сложно было, и жарко. Где-то холодно, где-то не спали. Куча сложностей, потому что самое сложное в кино — это ожидание. И несмотря на это у всех самоотдача была полнейшая. И каждый был на своём месте». Ильин тогда ещё добавил том, что Козловский сам хорошо разбирается в футболе, правда, неизвестно, за какой же всё-таки клуб болеет.
Описывая фильм и впечатления от него, всё же нужно разъяснить сюжет. Итак, Столешников из-за драки с болельщиком на матче сборной с Румынией оказывается дисквалифицирован аж на два года. Уже какие-то драконовское наказание — неправдоподобно. К тому же матч непонятный — нам не объясняют, был ли он каким-то решающим для отбора на чемпионат мира, скажем, либо просто товарищеским. Герой не забивает пенальти — и следуют скандал и крах карьеры (на клубном уровне он играл за «Спартак»). Проходит два года — его неожиданно зовут стать главным тренером в некую команду «Мете*ор», которой в реальном российском футболе не существует. Уже потом нам объясняют, что команда из Новороссийска, а там всегда если и была команда (и в том числе она играла в высшей лиге), то называлась «Черноморец».
|
---|
Кадр из фильма «Тренер» |
«Мете*ор» вышел в ФНЛ и вот оказался заинтересован в Столешникове — президент клуба, кстати, молодая женщина (Ирина Горбачёва) и, что интересно, одновременно она и дочь мэра. То, как Столешников получал тренерскую лицензию (если он её вообще получал) в прошедшие два года, нам всё же не покажут — а было бы интересно. Таких фигур умолчания или несколько обрезанных диалогов (такое ощущение, что их полная версия появится, когда фильм выйдет уже в виде сериала) здесь вообще немало. А что именно ФНЛ — понятно, тренера-дебютанта вообще ряд ли кто-то может позвать сразу главным тренером, а сразу в премьер-лигу и тем более.
|
---|
Кадр из фильма «Тренер» |
Тут небольшая оговорка. Скандал на старте из-за пенальти в непонятном, возможно, непринципиальном матче — как раз желание показать, что таким или иным образом к этому взрыву эмоций игрок уже всё равно шёл. Что именно таков его характер — взрывной, где-то бешеный, неуёмный, неспокойный. Похожий на характеры многих других героев Козловского. Возможно, таков в жизни и сам актёр? Такое ощущение, что да.
|
---|
Кадр из фильма «Тренер» |
Процесс собственно начала тренерской работы героя и далее на самом деле показан с большим количеством штампов, которые в общем-то было можно бы предсказать: попытка заставить игроков тренироваться по максимуму, да и играть с полной отдачей, конфликты, околофутбольно-хозяйственные проблемы, неудачные матчи (а из-за них — рефлексия и срывы). Штампы можете ждать и в матче-апофеозе, когда «Мете*ору» в Кубке России (вот интрига и ирония судьбы — но тоже ожидаемая) придётся сыграть со «Спартаком» — назасчитанный коварным судьёй гол, интрига до последних секунд, необходимость отыгрываться с 0:2… Уже весело становится, когда с первого матча «Мете*ора» фанаты кричат в адрес главного тренера «Стола — пёс!» Аналогия с Валерием Газзаевым, когда он тренировал ЦСКА, почти полная, только один нюанс — Газзаева так обзывали фанаты соперничающих клубов.
Роскошный момент — тренировка в порту, когда фоном режиссёр ставит джазовую музыку, а в кадре при этом футболисты катают огромные шины от грузовиков. Ну почти что как легендарные «баллоны» Крикунова в хоккее! Становится ещё веселее.
|
---|
Кадр из фильма «Тренер» |
Цитата:
Все слышали президента клуба? Продолжаем. Мёртвые не потеют!
Впрочем, это совсем не комедия. Элементы юмора в большинстве массовых фильмов в современном кино стали уже общим местом и даже подмечать их как какую-то особенность перестало иметь смысл.
Зритель неискушённый во многое не вникнет и претензий не предъявит. Более искушённый — начнёт задавать неприятные вопросы. Скажем, где это видано, чтобы главный тренер не пришёл на тренировку своей команды, а потом вдруг всё же на ней появился, но… в дупель пьяный и устроил скандал. Или эпизод, когда футболист сам поставил у букмекеров на поражение своей команды, поучаствовал в «сливе» матча, но… после этого в команде он всё равно остаётся и даже о каких-то санкциях против него нам ничего не говорят. Простите, но это уже перебор! Может, в том числе и отсюда фраза про «злобу и ненависть»?
|
---|
Кадр из фильма «Тренер» |
Напомним, что одного из футболистов сыграл футболист реальный — омич Дмитрий Сычёв. Увы, но текста ему практически ему не дали — сам ли он так пожелал из скромности или вс-таки это решил режиссёр, непонятно. Но, по крайней мере, на поле в игровых сценах он действительно хорошо заМете*н. Вообще же сам футбол здесь снят качественно и убедительно, но некой чёткости и наглядности кое-где всё же не хватает. Баскетбол или хоккей в «Движении вверх» и «Легенде № 17» действительно сняты ярче, вот там от них бегут мурашки.
|
---|
Дмитрий Сычёв |
Фильм в целом — сплошные столкновения характеров, а не просто матч за матчем. Конфликты где-то на ровном месте, компромиссы, стремление главного героя обязательно кому-то что-то доказать — очень много психологической игры. Так что если взглянуть и поразмыслить, то каких-то смысловых слоёв в «Тренере» сразу несколько. Ну а один из главных — стремление Козловского доказать скептикам, что Россия всё-таки является футбольной страной. Несмотря на все проблемы и грязь, которые действительно имеются в её футболе (от нечестного судейства и интриг до просто воровства денег).
|
---|
Кадр из фильма «Тренер» |
Цитата:
— Футбол в России — это выжженная земля, покрытая трёхметровым слоем говна. Никому он здесь не нужен.
— Нужен. Вот именно сейчас — нужен.
Так что и за это, и за знаменитую песню «Последняя поэма» в трогательной версии фанатов «Мете*ора», и за хороших актёров, собранных в слаженном ансамбле — от Вержбицкого и Смолякова до Владимира Ильина — создателям в любом случае спасибо. Учитывая все названные минусы. Мы не знаем, получится ли в дальнейшем из Козловского маститый режиссёр, который будет любимцем фестивалей или рекордсменом кинопроката по сборам, но первый блин у него получился всё-таки не комом.
Оценка: 7 из 10.
Кирилл Янчицкий
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ