om1.ru
Елена Агафонова: «Раньше практически все выступали без страховки, люди совсем себя не берегли» По традиции в третью субботу апреля во всем мире отмечают День цирка.

Елена Агафонова: «Раньше практически все выступали без страховки, люди совсем себя не берегли»

По традиции в третью субботу апреля во всем мире отмечают День цирка.
21 апреля 2018, 19:10
интервью

Этот праздник был учрежден в 2009 году. Он был создан не только для того, чтобы показать все великолепие цирка, но и отдать должное вкладу циркового искусства в культуру.

В России этот праздник официально не зарегистрирован, однако с 2010 года наши артисты с удовольствием отмечают его как Международный день.

В этот знаковый для цирка день портал Om1.ru пообщался с директором Омского государственного цирка Еленой Агафоновой. Мы поговорили про животных, безопасность акробатов и зрителей Омского цирка.

 — В прошлом месяце вся Россия скорбела после трагедии в Кемерове. Как вы считаете, может ли такое повториться, например, в Омском цирке?

 — Когда случилась трагедия в городе Кемерово, какие-то издания попытались эту ситуацию спроецировать и на наш цирк. Однако это некорректное сравнение торговых центров и Омского цирка, который был специально построен и спроектирован для детей. Здесь все устроено таким образом, что все выходы ведут на улицу.

 — Сколько аварийных выходов в здании?

 — У нас только из конюшни 3 двери, в других помещениях для животных еще 3 двери. Также есть огромные ворота, которые расположены прямо напротив входа. И непосредственно из фойе у нас еще 7 выходов.

 — Дрессировщик Виктор Тихонов заявлял, что цирк — самое безопасное место, потому что на первом этаже везде стеклянные витражи. Даже в самой плохой ситуации «бросай, разбивай, беги».

 — Это действительно так. Кроме того, цирк специально был построен из негорючих материалов. В ходе строительных работ мы ничего не изменили и не поменяли. Отметим, у нас была не реконструкция, а капитальный ремонт.

 — Как вы прошли проверку специалистов МЧС? В чем она заключалась?

 — В начале апреля проводила проверку прокуратура совместно с МЧС и Росгвардией. У нас была учебная тревога. Специалисты тушили импровизированный пожар: раскручивали рукава, проговаривали все действия, которые необходимо будет совершить для спасения зрителей. Кстати, они надолго задержались на конюшне, потому что животных тоже спасать нужно. Сложность заключается в том, что звери не подпускают к себе незнакомых людей и во время их эвакуации может пострадать спасатель. Поэтому у клеток круглосуточно дежурит кто-то из команды дрессировщика, который в трудную минуту придет на помощь.

 — А кто отвечает за безопасность зрителей? Вы проводили плановую эвакуацию полного зала?

 — Я категорически против того, чтобы нервировать зрителей. Они платят за представление деньги. Это наша задача — обучить своих работников, как вести себя в цирке во время чрезвычайной ситуации. У нас есть специалисты, которые стоят у входа в зал. Именно они отвечают за безопасность зрителей: следят за тем, чтобы никто из зала не подходил близко к манежу, не протягивал руки к животным, во время работы с животными не ходил мимо манежа, а в случае чрезвычайной ситуации каждый из них знает, в какую дверь следует вывести зрителей, которые закреплены за тем сектором, в котором идет дежурство. Чтобы полностью эвакуировать здание и животных, у нас есть 4–5 минут. Кроме того, везде у нас использованы только негорючие материалы. Купол сделан из бетона. На случай задымления в нем предусмотрены специальные люки, чтобы все моментально выдувалось. Полы во всем цирке мраморные, а стены кирпичные. Все кресла, на которых сидят зрители, и занавес прошли специальную защитную обработку, на все это есть сертификаты.

 — Расскажите о безопасности артистов. Кто отвечает за страховку акробата, а с чьим страховочным оборудованием они работают?

 — Страховочное оборудование, лебедки, практически у каждого свое. У кого-то механические, другие отдают предпочтение электрическим. Но одно остается неизменным: каждый акробат бережет и хранит свою лебедку. Практически всегда ее привозят с собой. Это особенность и специфика цирка. Во время репетиций и на представлениях на лебедках стоят только те, кому доверяет артист, ведь именно этому человеку ты вручаешь свою жизнь в прямом смысле слова. Зачастую это родственники, жены, мужья, братья или сестры.

 — От чего зависит, будет выступать акробат со страховкой или без нее?

 — Есть определенные нормы, можно или нельзя выступать со страховкой. Сейчас эти рамки гораздо жестче. Раньше практически все выступали без страховки, люди совсем себя не берегли, не думали о своей безопасности.

 — Кто решает, какая программа приедет в Омский цирк?

 — Мы — филиал российской государственной цирковой компании. Решающее слово всегда за ними. Однако директор цирка должен знать потребности своего города и понимать, что хочет зритель. При выборе программы руководство советуется с нами, директорами, с кем-то больше, с кем-то меньше. К кому-то прислушиваются.

 — А к вам прислушиваются?

 — Скорее, да, чем нет. Все зависит от того, является ли твое мнение авторитетным для руководства. А это напрямую зависит от того, как в городе идут программы, есть ли информационное пространство вокруг цирка, идет ли зритель.

 — Когда Омский цирк был на пике популярности?

 — Сейчас, после ремонта. Это безусловно пик популярности. На цирк обращают большое внимание. Наполненность зала на разные программы — 80–100%. (прим. ред.: вместимость зала — 1 560 человек).

 — Есть точные цифры, сколько зрителей посетили цирк после ремонта?

 — В среднем где-то порядка 200 000 человек с открытия. Это практически столько же, сколько зрителей приняли театры. Но хотелось бы больше. 

 — Расскажите, чем питаются животные? Кто составляет их рацион?

 — По питанию предусмотрены все прописанные нормы. Ветеринарный врач утверждает меню с учетом пожеланий дрессировщика и потребностей животных. Иногда на репетицию в качестве угощения нужны специальные сухарики с изюмом, а медведи любят печенье глазированное в кунжуте. И в каждом городе работники цирка ищут это печенье, потому что вот за это печенье, вот этот медведь сделает все, что твоей душе угодно. То есть сладости для них в качестве поощрения. В остальное время животные едят овощи, сено, рыбу и мясо. Все продукты мы покупаем специальных сортов, чтобы животные получали необходимое количество белков, жиров, углеводов и витаминов. Это целая наука (улыбается), как правильно накормить животных.

 — А расходники для артистов тоже цирк предоставляет?

 — Все верно. Вот, например, у нас акробаты на турниках работали. Им нужна была магнезия (прим. ред.: специальный крем, чтобы руки артиста не скользили по турнику) определенной марки. Обзвонили весь Омск — нигде такой нет. Пришлось покупать десяток различных видов, чтобы подобрать замену. Покупаем грим, шампунь, средства для мытья, косметику, порошки для стирки костюмов, средства для укладки волос, все-все-все. Это называется исходящий материал.

 — Кто это оплачивает?

 — Омский цирк. Все средства с продажи билетов. Отсюда и цена билета. Вот сейчас мы отправили артистов в Казань. На транспортные расходы ушел 1 миллион рублей. На кормление, на время выступления еще 1 миллион нужен, плюс необходимы средства на исходящий материал.

 — Персонал, который работает с артистами, все работники Омского цирка?

 — Да, это все наши специалисты. В цирке работают ветеринарный врач, медицинский работник, который проверяет артиста перед выходом на манеж, осветитель, звукорежиссер, оркестр, балет, контролер-билетер, охрана, инспектор манежа, администрация, бухгалтеры-экономисты. Нас практически около 100 человек постоянного персонала, которые занимаются обслуживанием здания , и непосредственно 40 человек технического персонала.

 — Балет и оркестр на каждом представлении работают?

 — Балет, да. Мы работаем на постоянной основе со студией современного танца. Танцовщицы хорошо знают цирк и понимают, как нужно себя вести, куда следует уходить после номера, чтобы не пересекаться с животным и не спровоцировать его. Оркестр тоже постоянный. Отмечу, что в России осталось примерно 3 цирка, где играют музыканты. Это вызывает определенные трудности, потому что многие артисты привыкли выступать под фонограмму. Но мы гордимся тем, что мы сохранили наш оркестр, хоть он работает не всегда. Однако ударник без работы не останется никогда. Даже при фонограмме он необходим, чтобы делать акценты.

 — У цирка есть какие-то каникулы, как в театре?

 — Безусловно. Как правило, каникулы приходятся в каждом городе по-разному, но почти все цирки закрываются на май и сентябрь. Весной из-за праздников, а осенью — из-за начала учебного года. Не до нас омичам в эти месяцы.

Фотографии: личный архив Елены Агафоновой, Sergey Barsukov, архив Om1.ru
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter