Перемещаясь по городу будничными маршрутами, омичи редко замечают детали. Кажется, что центр истоптан и изучен досконально. От Соборной площади три шага до Любинского проспекта, оттуда рукой подать до Омской крепости и набережной, по которой можно добраться до улицы Чокана Валиханова — вот, в общем, и все. Да, Любинский после реконструкции выглядит нарядно, но и он воспринимается больше утилитарно. Между тем почти у каждого камня здесь своя история, и даже едва заметная разница в форме бордюра может рассказать неожиданные вещи.
Недавно у Омска появился путеводитель — первый за 10 лет. Он посвящен только исторической части города, но внутренний туризм намерены развивать серьезно, поэтому будет еще серия гидов по окраинам. 1 февраля книжицу «Нескучными тропами: омский взгляд», выпущенную туристским информационным центром, презентовали прессе.
В путеводителе собраны все достопримечательности с историческими справками и интересными фактами, места, где можно культурно провести досуг и остановиться на ночлег. Кроме того, предлагаются пешеходные маршруты, двигаясь по которым можно узнавать город самостоятельно. Авторы считают, что гид одинаково полезен и омичам, и заезжим туристам.
Маршрутов пока семь. Это и очевидная прогулка по Любинскому проспекту, и неожиданное предложение дойти пешком до Питера. Речь идет об архитектурном сходстве Омска с Северной столицей, а также извечной омской рефлексии об утерянном столичном статусе.
Также туристам предлагают прогуляться по городу с европейцами — это о том, что привнесли в его облик европейские архитекторы. Можно увидеть «вылитый» Омск, лицом которого являются литые скульптуры от «Шара» до Степаныча и Городового, или побывать в «Двух крепостях» — к «Властелину колец» они не имеют отношения, но расскажут об истории освоения города. Еще две экскурсии выстроены по Соборному кольцу и вокруг кадетского корпуса.
Сегодня «микс» из этих направлений показали омским журналистам. Прогулка началась от КДЦ «Маяковский», который оказался не так прост. В общем, известный факт — что на месте кинотеатра раньше находилось кладбище. Но не все знают, что в дальнейшем там были парки и детский приют. Причем самому зданию гиды Ксения Чижова и Дарья Шалда отказали в уникальности.
Ксения Чижова, экскурсовод:
— Рядом (современное здание епархиального управления — ред.) находился Ольгинский приют, где дети могли жить и обучаться ремеслу, а по вечерам гуляли. Тут было место досуга, стояла чайная. Потом разбили городской парк, начали показывать первые фильмы. А в 50-е уже построили «Маяковский» — это была типовая застройка, таких кинотеатров много по всему бывшему Советскому Союзу.
Успенский собор, наоборот, был нетипичен для омской застройки. Его прототипом стал храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, поэтому яркое и помпезное здание, как сказали бы современные урбанисты, не вписывалось в городскую среду. Более «омским» по архитектуре Ксения считает барочный Воскресенский собор, который красиво возвышается над низкой крепостью.
Оказалось, что у советских властей были свои виды на собор.
— Из Успенского собора в 30-е годы хотели сделать концертный зал. Уже сняли купола, колокол, но здание не подошло по акустике. Поэтому от идеи отказались и храм снесли, — рассказали гиды.
Следующий пункт — странная скульптура детей с пингвинами. Почему именно пингвины, не знают даже экскурсоводы. Но выяснилось, что стоявший в 30-е годы в Саду пионеров памятник был цветным.
— Возможно, это памятник суровым сибирским детям, не замечающим морозов, — предположила Дарья.
А в расположенном за Соборной площадью здании банка ВТБ до революции находилась контора англичан Роберта и Томаса Эльворти. Бизнесмены построили его к аграрной ярмарке 1911 года, и теперь это редкий в Омске пример модерна с элементами мавританского стиля.
В здании УМВД раньше был Архиерейский дом и духовная консистория. В духе революционных перемен церковников изгнали, а в национализированных помещениях открыли сначала психиатрическую больницу, а потом — отдел ЧК.
Рядом с Тарскими воротами на тротуаре можно увидеть гранитную рамку, хотя рядом все бюрдюры бетонные. В этом месте стоял совместный памятник Ленину и Сталину, о котором теперь свидетельствует только эта рамка.
Все знают скульптуру Достоевского «Крест несущий» в Театральном сквере, но менее известно, что в двух шагах, позади драмтеатра, находился острог омской крепости, где сидел писатель. Во время раскопок нашли фрагмент казармы. Место сейчас отмечено табличками с иллюстрациями «Записок из мертвого дома». В дальнейшем там хотят поставить памятный знак.
Достоевский — главный бренд и приманка для туристов.
— Он интересен иностранцам. Первое, что они спрашивают — Достоевский, — рассказывают экскурсоводы.
Еще одна популярная скульптура, памятник Михаилу Врубелю, оказывается, устраивает не всех. В свое время было много споров по поводу образа, в котором запечатлен художник, — стоит спиной и оглядывается назад. Некоторые считают это неподобающим.
— Но омичи вообще часто жалуются, — отмечают гиды.
Прогулка закончилась в здании Музея просвещения, где находится туристко-информационный центр. Там обсуждали сам путеводитель.