om1.ru
Кино под британским флагом В кинотеатре «Слава» завершился уже традиционный фестиваль «Новое британское кино», в программе которого зрители увидели восемь самых разных фильмов — от драмы «Бесит быть нормальным» и музыкального «David Bowie is» до «Англия принадлежит мне» и «Убийство священного оленя».

Кино под британским флагом

В кинотеатре «Слава» завершился уже традиционный фестиваль «Новое британское кино», в программе которого зрители увидели восемь самых разных фильмов — от драмы «Бесит быть нормальным» и музыкального «David Bowie is» до «Англия принадлежит мне» и «Убийство священного оленя».
21 ноября 2017, 16:29
рецензия

Больше, чем в прошлом году. Отдельный пункт — «Бегущий по лезвию» 1982 года. Как и все фильмы тут — на английском с русскими субтитрами. В программе этого фестиваля обычно крутят картины, которые не пойдут в большом прокате, так что момент надо было ловить. И «Славе» — большая признательность за интерес к организации у себя этого культурного события.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» 1982 года

«Оm1.ru» ознакомился с тремя пунктами программы — «Англия принадлежит мне», «Прощай, Кристофер Робин» и «Дыши ради нас» — и делится впечатлениями.

Рок-н-ролл этой ночью

Драма «Англия принадлежит мне» обращается к относительно недавнему прошлому — действие происходит с 1976 по 1982 годы. Главный герой Стив (Джек Лауден) — неприкаянный представитель британской творческий молодёжи, житель Манчестера. Он хочет быть и писателем, поначалу пробует себя в качестве музыкального журналиста и одновременно пишет песни и мечтает быть вокалистом рок-группы. Но есть кризис среднего возраста, а есть — кризис молодого возраста. Вот тут тот самый случай. Человек вроде бы и талантливый, и незаурядный, а ничего у него не получается. Чтобы по крайней мере заработать на хлеб, его по знакомству устраивают в налоговую службу, но там работником он оказывается никудышным, часто опаздывает, прогуливает, что неудивительно — ну не может ужиться в таких условиях творческая натура. При этом начальник терпит его очень долго — добрый человек, потрясающе добрый.

Кадр из фильма «Англия принадлежит мне»

По рок-н-ролльному духу фильм можно сравнить с «Хорошими вибрациями», только там — Белфаст и герой — хозяин музыкального магазина, а здесь герой сам пытается стать музыкантом. Да, не получается, но и пытается он как-то вяло. И всё же Стива становится жалко. То есть режиссёр сумел зацепить зрителя и заставить сочувствовать герою. Артист же, его сыгравший, попал в роль весьма точно, ему веришь… А вот роль молодой художницы Линдер — неслучившейся любви Стива — сыграла звезда сериалов «Аббатство Даунтаун» и «Чёрное зеркало» Джессика Браун-Финдли.

Кадр из фильма «Англия принадлежит мне»

На прошлогоднем Бритфесте мы могли увидеть её в главной роли в фильме «Фантастическая любовь и где её найти». Нынешний образ — совсем другой. Это очень озорная, разбитная девушка, этакий моторчик, который подзуживает и подталкивает Стива пробиваться к славе и успеху более активно. Есть у этого персонажа и антагонист — Кристин (Джоди Колмер). Эта девушка совсем другая — меркантильная, приземлённая, недалёкая и вредная. Опять же убедительная актёрская работа.

С одной стороны фильм плотно наполнен событиями (хоть и мелкими), так что за небольшое время тебе кажется, что ты смотришь картину уже долго. С другой — действие не выходит за пределы одного города, мест действия в принципе не очень много и остаётся ощущение некой камерности и герметичности.

И ты понимаешь, что при всём богатстве английской рок-сцены, при всём вроде бы благополучии тогдашнего Запада и в то время были вот такие драмы маленьких людей, которые жили очень скромно и вовсе не обязательно по своей вине.

Кадр из фильма «Англия принадлежит мне»


А также пыхтелки, сопелки, вопилки…

Оказывается, автор «Винни-Пуха» Алан Милн страдал военным посттравматическим синдромом, полученным после Первой мировой, в которой он участвовал. Об этом (и не только) — биографическая драма «Прощай, Кристофер Робин», в которой главные роли сыграли Донал Глисон, звезда «Отряда самоубийц» Марго Робби и юный Уилл Тилстон. Милн был уверен — война, в которой, покончила со всеми возможными войнами в будущем. Но она ещё и изменила его творческое кредо. Ему неинтересно стало писать весёлые популярные театральные пьесы. Писатель оказался на распутье — и как раз в это время у него родился сын Билли. С этого момента нам и начинают более подробно рассказывать историю творческих исканий Милна и одновременно — отношений внутри его семьи. А они далеко не всегда были безоблачными. Авторы фильма довольно глубоко погрузились в психологию, не всегда поясняя подробности «творческой кухни» писателя — зритель их может додумать сам.

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

О том, как возник замысел «Винни-Пуха», о том, как набирал обороты успех этого цикла книг (хоть и показано это с некоторыми привычными штампами), о том, как на фоне этого успеха дикую популярность получил сам Билли, выведенный в книге, как известно, под именем Кристофера Робина, и что из этого получилось, больше всего и рассказывает картина.

Цитата
 — Блу, мы пишем книгу? А я думал, мы играем.
 — Мы пишем книгу, а заодно играем.

Кадр из фильма «Прощай, Кристофер Робин»

Авторы прямо связывают успех «Винни-Пуха» с… антивоенными взглядами Милна. Он рассуждает об этом сам примерно так: после войны люди были настолько убиты горем, расстроены и растеряны, что трогательная история о плюшевом медведе стала для них чуть ли не солнцем в окошке, сентиментальной отдушиной и поводом для оптимизма, хотя, казалось бы, книга-то — детская.

Ну и добавьте к этому рефлексию Билли. Ребёнок через какое-то время становится уверен, что эти книги испортили ему жизнь. Он считает, что история принадлежит именно ему самому, а оказывается — чуть ли не всему миру. И бурно ругается с отцом. И только когда он вырастет, пройдёт испытание войной, возмужает, он поймёт, что не всё так плохо… и что игры с куклами Винни, Тигрой, Пятачком, Иа и его соучастие в творчестве отца — это было счастье, которое нужно ценить…

Словом, у режиссёра Саймона Кёртиса (кстати, не слишком известного российскому зрителю — исключением можно считать его фильм 2011 года «Семь дней и ночей с Мэрилин») получилась очень трогательная история, заставляющая и задуматься, и иногда просто чувствовать мурашек по коже от сопереживания героям.

Пикник на обочине

«Дыши ради нас» — очень говорящее название фильма, завершившего программу фестиваля. Это режиссёрский дебют Энди Сёркиса, известного нам прежде всего по ролям Горлума во «Властелине колец» и обезьяны Цезаря в перезапущенной эпопее «Планета обезьян». Хотя, как известно, большую режиссёрскую работу Сёркис проделал и на съёмках «Хоббита», он очень сильно помог Питеру Джексону.

Энди Сёркис

Впрочем, «Дыши ради нас» — фильм совершенно другого плана, это не приключения, не фэнтези, не фантастика и не блокбастер, а мелодрама. Она основана на реальных событиях, истории одной английской семьи. Сначала нам показывают знакомство двух молодых людей — очень спортивного и задорного парня Робина Кавендиша (Эндрю Гарфилда) и красавицы Дианы (Клер Фой). Они женятся, а вскоре из-за чайного бизнеса мужа уезжают в Африку. Там Робин неожиданно и очень трагично заболевает полиомиелитом… и оказывается парализован ниже шеи на всю жизнь. Говорить он может, чуть-чуть двигать головой — с трудом, шевелить руками — уже никак. Дышать — только с аппаратом искусственного дыхания. Пока он пытается хотя бы немного восстановиться в больнице, жена рожает ребёнка, которого назовут Джонатаном. Кстати, реальный Джонатан Кавендиш стал… продюсером этого самого фильма и посвятил его своей матери (она до сих пор жива).

Кадр из фильма «Дыши ради нас»

О том, как долгих 20 лет Диана сумела обеспечить мужу достаточно насыщенную и комфортную (насколько позволяло его состояние лежачего больного) жизнь вне больницы, дома, рядом с собой и ребёнком, окружив его любовью и заботой, устраивая ему праздники, общение с друзьями и даже один выезд в Испанию (именно там у них вдруг случается пикник на обочине, да ещё и довольно экстремальный) — таков дальнейший сюжет ленты. Вот оно и получается — «Дыши ради нас». Это молчаливое обращение Дианы к Робину, которое на экране она вслух не говорит, но, естественно, всем поведением имеет его в виду. Можно было бы сказать, что Сёркис как конъюктурщик сам расчётливо взялся за не теряющую на Западе актуальность тему инвалидов и доступной среды, понимая, что тем самым его фильм обречён на успех (даже если не сборы, как у блокбастеров) и награды.

Но, как уже сказано, продюсер фильма — сын прототипа главного героя и инициатива снять эту историю — скорее его дань памяти любимому отцу. А Энди оказался, что называется, на острие этого замысла, будучи уже вовлечён в процесс на дальнейшем этапе воплощения. Ну и получается, что фильм и биографический, и очень социальный — герои борются за права инвалидов жить как можно более близкой к полноценной жизнью, такой, как она получилась у Робина. Вскользь авторы затрагивают и скользкую тему эвтаназии — и никакого неприятия из-за этого не возникает, кстати.


Кирилл Янчицкий

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter