11 ноября Федору Михайловичу Достоевскому — самому знаменитому «сидельцу» Омска — исполняется 196 лет. К этой дате литературный музей его имени придумал серию мероприятий, в которых переплетаются Омск, судьба писателя и некоторые фантазии на тему того, как бы она могла сложиться в иных обстоятельствах. Например, если бы он сбежал из острога.
На самом деле Достоевский, как известно, от точки до точки отбыл положенный ему срок в четыре года. Но почему бы не пофантазировать в духе авантюрных романов (поклонником которых был, кстати, сам писатель) о возможности побега? Тем более в Омске, где явно хотели бы искупить вину за не самый гостеприимный прием. Пусть спустя почти 200 лет и через третьих лиц.
Воплотить идею решили в подвале литмузея — вполне аутентичном антураже для каземата 19 века. В подземелье дома комендантов омской крепости, где в свое время бывал и Достоевский, сохранилась старинная кирпичная кладка, а тесное пространство и тусклый свет провоцируют легкую клаустрофобию.
В главных ролях — посетители музея. Пока квест «Побег из острога» презентовали только журналистам в рамках арт-акции «Достоевский бессмертен! или Селфи с писателем», но в скором времени заковать себя в кандалы смогут все желающие жители города. Арестантские рубахи и клейма прилагаются.
Журналистов, готовых побывать в шкуре каторжан, собирают для инструкции в главном зале. Публика немногочисленная — подвал с трудом вмещает в себя больше шести человек. А тут еще и телевидение с камерами.
— Клянемся, что клеймить вас не будем. Хотя там есть клейма, но мы их в дело не пустим. Все останутся живы-здоровы, только знаний чуть-чуть прибавится, — напутствует директор литмузея Виктор Вайнерман.
«Арестантов» спускают в подвал, вход в который открывается прямо в полу одного из помещений. Первое испытание — удержаться на крутой лестнице.
Внизу — вполне правдоподобная «камера» со всеми атрибутами тюремного быта: кандалами ручными и ножными (на любой вкус), крюками в стенах и другими зловещего вида предметами. Развернуться в полный рост почти невозможно, и нужно еще следить, чтобы не снести головой фонарь или не наткнуться на торчащий из стены железный штырь.
В этом тесном пространстве располагается небольшая экспозиция с зашифрованными «ключами» — путем к побегу. По сюжету, чтобы выбраться, нужно разгадать оставленные арестантами послания.
Всех секретов раскрывать не будем, но «подкованные» журналисты совершили побег примерно за полчаса. Помогли знания в истории и биографии писателя.
К слову, экспонаты хороши сами по себе: настоящие кандалы, которые можно примерить, арестантская холщовая рубаха с черным кругом в центре — чтобы надзирателям было легче стрелять по беглецам. Неэтично, но таков уж 19 век.
Клейма, как и обещали, в ход не пустили, но рассказали о них любопытные детали. Например, каленое железо в то время уже не использовалось, но были свои «изыски». Клеймо представляло собой, по сути, татуировку, которая набивалась штемпелями со стальными иглами, а рана затем затиралась порохом. Оттуда, кстати, пошла поговорка «все на лбу написано» — в прямом смысле.
Также в рамках акции артисты театра «Галерка» устроили чтение «Братьев Карамазовых» с участием Алеши, Мити и Грушеньки — эпизодов знаменитой «исповеди горячего сердца» и «притчи о луковке».
И традиционная часть — возложение цветов к памятнику Достоевского.