Режиссёр — также Сергей Афанасьев. Напомним, на прошлом фестивале в 2015 году этот же коллектив представил на суд зрителей «Морфий» Михаила Булгакова.
Можно сказать, что к известной и не новой пьесе постановщик подошёл действительно творчески. Тут и, казалось бы, простые, но интересные декорации, и некие шуточные «виньетки», которых вроде бы нет в тексте, но которые можно передать интонациями, движениями и намёками. Хотя и сам текст очень насыщен юмором. Взять только ход, когда персонаж Манюкин (Владислав Шевчук) ненавязчиво, но очень явно речью и интонацией пародирует Ленина. Ну и на протяжении всего спектакля за окнами домов метёт метель — и чтобы комично показать это, герои, заходя с улицы, сами себя обсыпают опилками: «Ох, метёт!» И этот приём, что удивительно, работает и смешит даже в 33-й раз.
|
---|
Сцена из спектакля «Унтиловск» |
А добавьте к этому оригинальное музыкальное оформление — например, песня Валерия Меладзе «Небеса обетованные» стала одной из главных музыкальных тем спектакля (наряду с песней «Свеча горела на столе» в версии Николая Носкова). А в одном эпизоде герой поёт «Аэропорты», известные по дуэту Леонида Агутина и Владимира Преснякова.
|
---|
Сцена из спектакля «Унтиловск» |
Не бывает провинции географической, бывает провинция духовная — эта цитата из Довлатова более чем уместна к сюжету, идее и героям «Унтиловска». История о дальнем сибирском городе преломляется через судьбы и характеры его жителей, которые вроде бы и живут после революции, но она на их жизнь не слишком повлияла — скажем, в самый революционный момент тут будущий заведующий «потребиловкой» Илья Редкозубов вышел на площадь, выстрелил два раза из ружья и на этом его бунтарский порыв закончился. Героям отчаянно скучно и из-за этого они пьют, развлекаясь ещё байками Манюкина — известная история, правда? Однако, с другой стороны, в эту скуку они загоняют себя сами… И при всех шутках общая атмосфера постановки получается депрессивной, хоть это и далеко не упрёк, есть в этой атмосфере какое-то своё очарование.
|
---|
Сцена из спектакля «Унтиловск» |
Камень, упавший в болото, главная интрига пьесы — возвращение в Унтиловск Раисы (Нина Сидоренко), бывшей жены главного героя Виктора Буслова (Николай Соловьёв). Раиса возвращается в город с новым мужем и… сводит с ума трёх других мужчин, в том числе и Буслова, который за шесть лет разлуки только недавно, наконец, вроде бы примирился с её отсутствием. Задачей Соловьёва было сыграть героя с очень сильным характером, что ему и вполне удалось. Любовь вернулась или это блажь? Принять её или оттолкнуть? Он не то что выбирает какой-то из этих двух вариантов, а придумываем третий. Загадочная русская душа…
|
---|
Сцена из спектакля «Унтиловск» |
Сама Раиса — то ли кокетка, то ли любящая жена. И всё же судя по общей её линии поведения, Буслов был главной любовью её жизни — до сих пор она переживает, что бросила его. Но и в целом почти у каждого персонажа тут свои душевные терзания.
Пьеса 1928 года не восхваляет социализм и не ностальгирует по царской России, она просто показывает, что показанные в ней человеческие страсти будут актуальны при любом строе. Это передано и в сценической версии новосибирского театра.
Кирилл Янчицкий