om1.ru
Доктор едет, едет… В киноцентре «Вавилон» состоялся предпремьерный показ фильма Бориса Хлебникова. По оценке критиков лучшей российской картины этого года.

Доктор едет, едет…

В киноцентре «Вавилон» состоялся предпремьерный показ фильма Бориса Хлебникова. По оценке критиков лучшей российской картины этого года.
2 октября 2017, 17:14
рецензия

Лента уже успела выиграть два приза на «Кинотавре», в том числе Главный (плюс «Лучшая мужская роль» — актёру Александру Яценко), и один — на фестивале в Карловых Варах.

Казалось бы, это можно назвать производственной драмой о врачах «Скорой помощи», но одновременно фильм об отношениях между близкими людьми и о том, как трудно героям эти отношения сохранить.

Из предыдущей своей работы — сериала «Озабоченные» Хлебников взял сюда трёх актёров — Николая Шрайбера, Максима Лагашкина и Альбину Тиханову. А вот исполнитель главной роли Александр Яценко ранее сыграл у него, например, в «Долгой счастливой жизни» и «Свободном плавании». Режиссёр вёл пробы на роль четыре месяца, но в итоге всё равно взял уже проверенного человека…

Название «Аритмия» созвучно вообще работе главных героев-врачей. Но это и ещё характеризует темп повествования — он то относительно спокойный и даже вяловатый, то резкий и драматичный. Это не портит впечатление, это дополнительная «изюминка».
Олег (Александр Яценко) парадоксальным образом сочетает в себе статус хорошего врача, который старательно и профессионально спасает людей на вызовах (и к ним Хлебников сумел вызвать сочувствие зрителя) и… склонность к пьянству. Свои стрессы на работе он буквально заливает алкоголем. И показано это так убедительно, что так и хочется сказать «Верю!».

Режиссёров российского артхаусного кино часто (и не без оснований) критикуют за то, что они показывают жизнь в нашей стране с большой долей «чернухи» (взять того же «Левиафана»). В «Аритмии» что-то подобное тоже есть, но… Хлебникову удалось не свалиться в полное измазывание грязью всего и вся. «Чернушность» здесь всё же дозированная. И перемежается с объективной критикой проблем общества, например, перегибов бездушной реформы здравоохранения. Герои обсуждают её абсолютно профессионально (не зря сценарист Наталья Мещанинова долго общалась с настоящими врачами и записи этих разговоров потом использовала для сценария).

«Аритмия» — это, можно сказать, очень трогательная история не только намечающегося развода супругов, это история, которая не случилась с героями «Нелюбви», если уж снова вспомнить творчество Андрея Звягинцева. То есть молодым персонажам фильма Хлебникова всё же удаётся спасти свою любовь — чего не удалось героям «Нелюбви» (а может, они и не пытались?).

Цитата
— Я тебя прощаю.
 — Нет, как-то ты это строго сказала, я не верю, что ты меня прощаешь.

Второй компонент успешного актёрского дуэта главных героев — Ирина Горбачёва (Катя). Некую угловатость их пары даже подчёркивает разница в росте — Олег немного ниже Кати. Героиня это немного простоватая (собственно, под стать мужу), но и одновременно всё же романтичная и рефлексирующая. И, конечно, добрая. Пристрастие мужа к «зелёному змию» для неё не главная проблема. Гораздо страшнее — непонимание. Хорошая актёрская работа налицо.

Отметим и три роли второго плана. Фельдшер Дима (Николай Шрайбер), напарник Олега — честно говоря, кроме Шрайбера теперь в этой роли никого уже и не представишь, настолько у него всё органично. Полное попадание в образ сурового, не слишком интеллигентного парня, но такого же знающего профессионала. Максим Лагашкин в роли нового начальника подстанции «Скорой помощи» — живое воплощение той самой реформы медицины, не то чтобы совсем бездушный, но прямолинейный и убеждённый буквоед и прагматик. Ну и редко снимающийся Евгений Муравич (на его счету всего три фильма вместе с «Аритмией») — один из врачей, вроде бы и брюзгливо, но абсолютно по делу высказывающей претензии «новой метле». Объём роли у него совсем небольшой, но образ получился всё равно очень запоминающимся.

Кстати

Изначальный замысел Бориса Хлебникова предполагал совсем не мелодраму, а романтическую комедию о молодых супругах также на грани развода. Но когда режиссёр решил дать им профессию врачей, это круто поменяло всю концепцию и настроение. Можно быть уверенным — останься это комедией, фильм не стал бы столь впечатляющим и не настолько понравился бы зрителям и критикам.

Смотрите в киноцентре «Вавилон» с 12 октября.

Оценка: 9 из 10.

Кирилл Янчицкий

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter