Заключить сделку с Богом
Отправной точкой для автора пьесы Питера Шеффера стала трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери». Но эту историю он осмыслил иначе. Его Сальери заключил сделку с Богом: целомудренная и праведная жизнь в обмен на возможность быть музыкантом и прославиться. И он действительно стал придворным капельмейстером и одним из самых успешных композиторов Европы. Но в то же время в городе появляется Моцарт — автор бессмертных творений.
Анджей Бубень, режиссёр:
— Автор пьесы получил «Оскара» за лучший киносценарий на основе собственной пьесы. Он сделал шесть вариантов этого текста. В этом спектакле есть элементы, которых нет в общепринятой версии. Были сделаны небольшие купюры в тексте в связи с тем, что мы живем чуть быстрее, чуть меньше слов употребляем, чтобы общаться друг с другом. Но пьеса на сегодня так же современна, как и в 1970-е годы, когда она создавалась
Гений или злобный отравитель?
Этот вопрос задаёт себе уже не одно поколение. Точку попытался поставить миланский суд в 1997 году. Он вынес вердикт: «Антонио Сальери невиновен». Однако убить можно не только ядом. Злоба и зависть действуют не хуже. И в этих пороках признаётся капельмейстер. Весь спектакль, по сути, его исповедь. Но как показывает история, не всё так однозначно. В своё время Моцарт был менее знаменит, чем Сальери. И его арию, сочинённую для ученицы Катарины Кавальери, сегодня может исполнить всего одна певица в мире.
Анджей Бубень, режиссёр:
— Мы изучали эту эпоху, сохранились письма Моцарта к отцу — это уникальные произведения. С артистами перечитывали мемуары, в том числе мемуары Констанции, жены Моцарта, на иностранных языках, там тоже много интересной информации. А то, что история не до конца настоящая, это же круто. В театре всегда чуть-чуть острее, чем в жизни. Мы себе не ставили цели сделать исторический спектакль, нас больше интересовали проблемы взаимоотношения людей.
Написана как на заказ
Образ открытого миру, искреннего Моцарта словно специально создавался для молодого актёра Игоря Костина. К слову, у него есть музыкальное образование, и любимым жанром он считает классику. А в свободное время ставит спектакли с «солнечными» детьми (интервью с ним можно прочитать здесь). А бесконечно переживающий, стремящийся к совершенству Сальери подходит ведущему актёру Михаилу Окуневу.
Михаил Окунев, заслуженный артист России:
— Естественно, что актеры, которые играют персонаж, где-то оправдывают его. То есть относятся как к самому себе. При любой работе приходится искать что-то внутри себя. Этот спектакль — исповедь Антонио Сальери. И главное в нем — раскаяние в своих грехах.
Отметим, что яркий образ Иосифа II, императора Австрийского, создал Владислав Пузырников.
Классика на все времена
Зачем идти на этот спектакль? Да хотя бы потому, что он очень красив и атмосферен. Художник Олег Головко создал вневременное пространство. В полумраке, в котором угадываются элементы барочного театра, собираются герои восемнадцатого века, чтобы вновь пережить события минувших дней и рассказать о вечной музыке, зависти, вере и человеческом одиночестве.
Анджей Бубень, режиссёр:
— Автор пьесы выбрал такие куски музыки, которые создают отдельный театр в театре. Это была огромная работа. Композитор создал замечательное произведение — музыка тоже рассказывает свою историю.
.