На этой неделе в региональных СМИ появилась информация о том, что тринадцатиминутный фильм омского режиссера Ивана Захаренко едет в Москву, на фестиваль российского кино «Будем жить!». В рамках фестиваля короткометражку «Снимок» покажут 31 августа.
Нам удалось пообщаться с Иваном, который находился в Калининграде.
— Иван, все пишут про тебя и твой фильм «Снимок». Открой тайну, расскажи, о чем короткометражка?
— Все тайны раскрывать не буду, сохраню интригу. Могу лишь сказать, что фильм о пофигизме в простых человеческих отношениях.
«Снимок» можно будет увидеть совсем скоро. С 1 сентября он станет доступен для просмотра в Интернете.
— Как родилась идея фильма?
— Этот вопрос мне часто задают, а я не уверен, что знаю на него ответ. Как родилась? По чуть-чуть. Сначала я случайно наткнулся на старые снимки — на одном из сайтов в Интернете была какая-то подборка первых в мире фотографий. Полистал. Решил, что тема интересная. Плюс ко всему мы с коллегами активно подавались на разные фестивали с документальными фильмами от телеканала «Продвижение». И кое-где даже призы выигрывали. Это тоже подстегнуло. Решил попробовать самостоятельно. Так идея обросла деталями.
—То есть ты сам все придумал?
— Да. Так и есть. Я написал сценарий, и мы сняли фильм.
— Сколько времени ушло на создание «Снимка»?
— Съемочный процесс занял ровно неделю. Но я здесь оговорюсь, у нас были перерывы: сначала один съемочный день, потом разрыв в четыре дня, потом еще два дня съемок подряд, и следом небольшая подсъемка. Если вычесть перерыв, то все отсняли за четыре дня.
От начала съемок до последних титров ушло два месяца. Работали понемногу в свободное время. На самом деле, там работы всего на пару недель.
— Расскажи немного об актерах? Откуда они?
— Макс Пешин и Александра Корнева из ТЮЗа, Николай Пушкарев и Наташа Целевич из «Лицейского театра», а также Алена Федорова из «Пятого театра», у нее был кинодебют. Вот такой состав.
— Кто был занят в производственном процессе?
— Оператор Андрей Трофимов, художник по гриму — Татьяна Сторожилова, первый помощник режиссера — Жанна Толстикова, звукорежиссеры — Виктор Романенков, Никита Копылов, Владимир Прибытков, осветители — Стас Бабиков, Роман Фомин и Никита Таранов, ассистент режиссера — Евгений Друковский, постпродакшн — Алексей Дорофеев. Все они — мои коллеги и друзья.
— Когда в твою голову пришла мысль, что хочешь стать кинорежиссером?
— Сложный вопрос. Последние лет семь я, так или иначе, работал на телевидении, работал и режиссером монтажа. Во многих случаях, особенно в последние годы, фактически, а не по должности, работал режиссером на таких программах, как «Зеленый коридор» и «Самокат». Были и другие проекты. Я постоянно соприкасался с этой темой и где-то даже частично делал игровые подсъемки. Но вот так концентрированно, едино, в какую-то авторскую работу все вылилось лишь в конце 2016 года.
— То есть это первая и пока единственная твоя личная картина?
— Да. Это моя личная работа, которая сделана на мои средства.
— Получается, что «Снимок» отличается от всех предыдущих твоих фильмов?
— Это игровое кино. Здесь я абсолютный новичок. Я не учился на кинорежиссера и не оканчивал ВГИК. Все происходило на ощупь. Если последние примерно семь лет я больше занимался документалкой, то здесь совершенно новый опыт.
— Ты сказал, что с документальными фильмами выигрывал призы. В каких фестивалях приходилось участвовать?
— В различных. Но я участвовал не один, со мной работали моя жена Жанна Толстикова и режиссер Андрей Поршняк. Только за прошлый год наши работы несколько раз становились номинантами фестивалей.
Самым значимым для меня стало участие в Бакинском фестивале в 2016 году. Там за наш с Жанной фильм «Скрунда-1» мы получили специальный приз жюри. Но все же стоит помнить, что все предыдущие участия в фестивалях так или иначе связаны с телеканалом.
— Каким ветром тебя занесло в Калининград?
— Мой фильм «Снимок» прошел на фестиваль короткометражных фильмов «Короче». Принял участие. Вот буквально 21 августа прошло закрытие.
— И как зрители приняли фильм?
— Показ прошел в рамках внеконкурсной программы «Короче.Арт» в блоке из 11-ти фильмов подряд. В целом их просмотр занял около двух часов. Поэтому не факт, что зрители, а их я насчитал в зале около 60 человек, пришли именно на мой фильм. Они пришли на блок. Некоторые сознательно шли на внеконкурс, им это было интересно.
Основной конкурс, как правило, представлен столичным регионом и обычно короткий метр — это дипломники. Процентов 80 всех российских фестивалей состоит из дипломных работ, часто с участием известных актеров. «Короче» не стал исключением и еще более приятно, что «Снимок» попал на фестиваль.
Публика, приходящая на фестиваль из года в год, знает чего от него ждать, и ведет себя достаточно культурно. В зале не было поп-корна или другой шуршащей еды. Люди пришли смотреть. Было очень много молодежи.
Не было такого, чтобы кто-то смеялся над представленными работами или выказывал негативное отношение.
По окончанию каждого фильма звучали жидкие, но аплодисменты. Я не могу сказать, что мой фильм отдельно выделили.
Свои оценочные суждения люди или участники давали только конкурсным работам. Потому что это действительно уровень и тут нечего скрывать, мне до него еще очень далеко.
— Сам смотрел этот блок из короткометражек?
— Конечно. По моему личному мнению, там были фильмы гораздо сильнее, чем «Снимок». Были и более слабые. В целом я хорошо вписался.
Хочу отметить, что когда столько людей собирается на внеконкурсный показ в кинотеатр с ограниченным количеством мест, я считаю, что это нормальный показатель. К примеру, когда в Омске идешь в кино на известный фильм, то бывает, что в зале только 20 человек сидят.
Стоит также учесть тот факт, что в это же время в центральном парке на большом экране под открытым небом режиссер Валерий Тодоровский представлял свой фильм «Большой» с последующим показом. Хотя, не исключаю, что зрителей в зал загнал начавшийся сильный дождь и все, кто был без зонтиков, перебрались под крышу в «Зарю». Но это мое предположение.
Отдельно хотел отметить зал кинотеатра «Заря», где показывали короткометражки. Он вмещает около трехсот зрителей. Это исторический кинотеатр, его немцы строили. В залах суперакустика. Кинотеатр входит в престижную киносеть Europa Cinemas и известен тем, что Джеймс Кэмерон именно там презентовал свой фильм «Титаник».
— Судя по тому, что твой фильм показали вне конкурса, наград он не получил?
— В этот раз нет. Но зато мы получили две награды на интернет-площадках. Сейчас онлайн-фестивали очень распространены, особенно за рубежом. Это низкобюджетная тема, но тем не менее в апреле на фестивале Los Angeles Film Awards мы взяли поощрительную премию. И на фестивале короткометражного кино Topshorts наша Наташа Целевич была признана лучшей актрисой некоммерческого кино, а Алена Федорова получила почетное упоминание актрисы второго плана.
На кинорынок я попал благодаря кинофестивалю Social World Film Festival. Там была номинация на приз Итальянского канала, но так номинацией и закончилось.
— Без наград что тебе дает участие в этом фестивале?
— Участие в фестивале такого уровня для меня лично это очень большой успех. Таких фестивалей в России единицы. Собрался весь бомонд наших кинозвезд.
Участие дает колоссальный опыт, возможность познакомить зрителя со своей работой. Это возможность №1. Только через такие фестивали можно себя заявлять.
Для меня лично это также возможность неформального общения с известными людьми из мира кино. Там были и актеры, и режиссеры, и продюсеры, но мне до этого еще далеко.
— Как встречали?
— Все очень продуманно. Хорошие спонсоры. Калининград облеплен баннерами и все это сделано красиво и стильно. Встретили в аэропорту табличками с именами, стилизованными под хлопушки. На комфортабельных забрендированных шаттлах отвезли в гостиницу, где прошла аккредитация.
Важно, что на подобных фестивалях, если ты на них попадаешь, даже если тебя не знают, то все равно принимают практически на тех же условиях, как и всех остальных. Понятно, что у вип-гостей пятизвездочная гостиница и, наверное, у них немножко другие фуршеты дополнительно, и другие экскурсии.
— Фестиваль закончился. Какие впечатления остались?
— Я до сих пор пребываю под большим впечатлением. Я это все еще осмысливаю. Всё, начиная от приезда и до закрытия, было на высочайшем уровне.
Для меня было в новинку, что я мог на фуршете спокойно подойти к Гоше Куценко, Владимиру Вдовиченкову или другому известному актеру и просто что-то спросить, обсудить конкурсный фильм. Было все открыто, непринужденно, без пафоса. Это мне очень понравилось.
— Скажешь пару слов начинающим режиссерам?
— Я сам еще начинающий и никому не известный. И если честно, вся эта шумиха вокруг мне не очень нравится.
Из собственного опыта скажу, что нужно быть проще и максимально просто озвучивать свои идеи. С актерами нужно разговаривать, вопросы задавать. Не надо никакого пафоса, не стоит бояться быть непонятым. Надо экспериментировать, и все будет хорошо!
Снять короткий метр может любой человек. Это самая доступная форма, у которой есть обратная сторона медали — это самая конкурентоспособная форма кино. На фестивале «Короче» и фестивалях подобного уровня заявки исчисляются тысячами.
В этот раз было подано около 1700 заявок не только из России, но и из других стран. По факту в конкурсе участвовали только 38 фильмов, а вне конкурса более 140 фильмов, включая мой.
— Поделись планами на будущее.
— Планы на будущее — работать над ошибками и двигаться дальше. Мне интересна работа в кино, но и телек родной я люблю. У нас лучшая команда и я не собираюсь от неё отказываться. Сейчас придётся больше сосредоточиться на работе в Москве, но Омск я не покидаю окончательно. Это мой родной город, я его очень люблю, но таковы реалии — в столице больше возможностей, даже чисто технически, не говоря о творческом потенциале.
— Иван, спасибо большое за интересный рассказ. Желаем больших экранов и полных метров!