Догнать и перегнать Америку нас призывают очень давно. Наши первые автомобили гнались за конвейером Форда, железные дороги пытались опередить по длине американские. Ну и так далее. Авианосцы и небоскребы. Мюзиклы и вестерны. Биг-бит, блюз и рок-н-ролл — все это было придумано на Западе. А мы привыкли быть в положении догоняющих, привыкли к тому, что неважно о чем конкретно речь — догонять нужно.
К 2017-му очередь дошла до экранизации комиксов про супергероев. Супермен и Бэтмен, Капитан Америка и Человек-паук уже много лет пользуются бешеной популярностью и собирают огромные деньги в прокате. Ну и, казалось бы, есть же у нас удачные примеры адаптации западных идей на русской земле, есть наши любимые советские мюзиклы, есть славный русский рок, да и кукуруза, в общем, нормально растет. Давайте замутим своих русских супергероев! А что такого?
<iframe width="1280" height="720" src="https://www.youtube.com/embed/J1J_JCflB7w" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
О жестокой конкурентной борьбе Marvel и DC слагают легенды маркетологи и бизнес-тренеры. Икона американской культуры — Супермен появился на страницах комиксов в 1938 году, первая экранизация вышла через 10 лет, в 1948-м. Великая русская культура не создала своего комикса. Было несколько лет кратковременной свободы печати, когда энтузиасты бросились догонять Америку и создавать «свой оригинальный русский комикс». Их было немного, и их всех прикончил кризис 1998-го.
Короче, создатель франшизы «Защитники» Сарик Андреасян решил, что экранизировать нечего. И действует в чистом поле. Русских конкурентов у него нет по определению, а с западными прокатчики разобрались по-своему. Праздничный февральский бокс-офис полностью импортозамещенный. Российскому зрителю по сути пришлось выбирать между «Защитниками» и «Вурдалаками». Но лучше бы они в этот раз не выбирали ничего. Сходили бы в театр, там, или вообще на лыжах по лесу.
Последние «Люди-Икс» стоили 200 миллионов долларов, Супермен с Бэтменом в последнем фильме на двоих раздавили 250. Да даже на «Утомленные солнцем — 2» потратили почти 100. Пять миллионов долларов, которые составляет бюджет «Защитников», по нынешним временам сумма смехотворная. Но если бы на фильм совсем никто не пришел, появился бы шанс на то, что первая русская супергеройская франшиза не станет франшизой, а так и останется неловким недоразумением, о котором потихоньку забудут и немногочисленные зрители, и создатели.
Забыть хочется многое. Система Станиславского ничем не помогла молодым и никому неизвестным исполнителям главных ролей: Антону Пампушному, Санжару Мадиеву, Себастьяну Сисак-Григоряну и Алине Ланиной. Компьютерная графика заставляет вспомнить Джонни-Мнемоника и «Полет навигатора». Саундтрек беспомощно завывает голосом казачьего хора. Сюжет глубоко и многократно вторичен, третичен или как там дальше. Но дело не только в этом.
Люди-Икс — это дети природы, ответ планеты на человеческую угрозу, Супермен – инопланетянин, Человек-паук и Халк появились в результате случайных мутаций, Бэтмен и Железный человек создали себя сами. И только Капитан Америка был создан Госдепом США для борьбы с фашистами. Русские супергерои могли быть какими угодно, но ближе всего они именно к американскому Капитану, а на самом деле — к «Гидре», в борьбе с которой он и гибнет.
В шарашках НКВД, в горниле холодной войны, в результате генетических экспериментов над людьми, запрещенных Женевской конвенцией, советскими учеными было создано сверхсекретное оружие для войны с НАТО. Отряд людей-мутантов «Патриот. Защитники». Дело было еще при Сталине, однако в бой это оружие так и не пошло, и через 50 лет, после распада Союза, мутанты разбежались по домам.
Один в Армении разговаривает с камнями и молится в православном храме; второй в бескрайней степи рубит в капусту казахов на джипах с пулеметами; украинка символично потеряла память и работает теперь в московском цирке; а последний русский ученый превратился в медведя и валит деревья в сибирской тайге.
Впрочем, вскоре выяснилось, что в альтернативной вселенной Сарика Андреасяна время не властно не только над мутировавшими патриотами. Девяностолетний профессор Август Куратов превращает себя в подобие супермутанта из второго «Фоллаута». Он создает армию клонов. Чьих — не упоминается, видимо, своих собственных. Еще он владеет «технопатией» (типа как Магнето), и весь арсенал Министерства обороны теперь под его контролем.
Сверхсекретный отряд ФСБ под руководством суперсекси Валерии Шкирандо получает задание разыскать сбежавших мутантов и бросить их в бой с безумным ученым.
Сразу после распада СССР на Западе были очень популярны советские андеграундные художники. Большой интерес вызывал и новый русский кинематограф. Михалков под это дело даже «Оскара» получил. «Защитникам» это, конечно, не грозит. Потому что это совсем другой, но не менее популярный жанр. Это треш. Категория «Б».
Некоторое время назад крутые скандинавы сняли в этом жанре «Железное небо» — про то, что фашисты в 1945-м улетели на Луну и планируют вторжение на Землю. А сейчас не менее классные казахи снимают треш-постапокалипсис про свиней, поработивших человечество. С Дэнни Трехо, между прочим.
Я думаю, что так и подается сейчас прокат «Защитников» в США. Американцы, наверное, в восторге. Еще бы — русский медведь, расстреливающий врагов государства из шестиствольного пулемета Гатлинга, ракетный комплекс «Смерч», разносящий в клочья Останкинскую телебашню и небоскребы «Москва-Сити». Адский треш, постсоветская экзотика. «Молодэц, русский Иван!» В смысле, Андраесян.
Пока неизвестно, сколько денег соберут «Защитники» в США. Да, в общем, это не так и важно. Сарик и сотоварищи уже готовят сиквел. Но только что бы они там ни готовили, при поддержке ФСБ и Министерства обороны, заимствовать гигантский пласт американской культуры — это не то же самое, что атомную бомбу стырить. Одних чертежей тут недостаточно.
Источник: 66.ru