Специалисты концерна «Алмаз-Антей», разработчика зенитных систем «Бук», провели собственное исследование авиакатастрофы над Донецком, которая произошла 17 июля прошлого года, и представили свои выводы. Советник генерального конструктора концерна Михаил Малышевский заявил, что причиной падения малайзийского Boeing стало воздействие зенитной управляемой ракеты, передает ТАСС.
Михаил Малышевский, советник главного конструктора «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»:
— На первом этапе нашего исследования был определен тип комплекса — это комплекс «Бук-М1» (по классификации НАТО SA-11), тип ракеты 9М38М1 и ее боевой части 9М314. Главная особенность ракеты 9М38М1 — формирование особой области, которая имеет форму «скальпеля», перпендикулярно движению ракеты, это более 40% осколочной массы. Эта особенность была специально спроектирована. Именно его следы и отпечатки, обнаруженные на обшивке самолета, и позволили с высокой степенью вероятности определить траекторию подхода ракеты.
Малышевский заявил, что ракета, сбившая самолет, летела поперек курса лайнера; поражающие элементы прошили его от носа к хвосту.
При этом эксперты концерна опровергли версию о том, что ополченцы могли сбить самолет. Малышевский уточнил, что «анализ показывает, что пуск ракеты мог быть произведен только из района южнее населенного пункта Зарощенское». На тот момент село контролировалось киевскими силовиками, сообщает «РИА Новости». Силы ополчения ДНР уже поспешили заявить, что не располагали системами ЗРК «Бук» в тот момент, когда Boeing был сбит.
Также в концерне рассказали, что ракета, которой сбили самолет, не производилась в РФ с 1999 года: значит, «ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эти ракеты кому бы то ни было».
Ян Новиков, глава концерна «Алмаз-Антей»:
— В то же время мы располагаем неопровержимыми доказательствами наличия подобного типа ракет в Вооруженных силах Украины. На 2005 год концерн проводил предконтрактную проработку продления срока эксплуатации данных ракет на Украине. На тот момент их количество в Вооруженных силах Украины составляло 991.
При этом Новиков решил в целях соблюдения «чистоты эксперимента» не говорить, какой стране принадлежала выпущенная в самолет ракета. Кроме того, он сказал, что не исключает, что малайзийский Boeing сбил другой самолет, «но если он был сбит из зенитного комплекса, то это только «Бук-М1».
Ян Новиков:
— По информации министерства обороны, над районом находились спутники США, которые, в принципе, являются самыми эффективными спутниками оптико-информационной разведки. Комментировать, почему данные не переданы расследованию, мы не можем. Если бы они обнародовали свои данные, то это поставило бы точку в расследовании.
В добавок ко всему Михаил Малышевский заявил, что ответственность за то, что малайзийский Boeing летел над зоной боевых действий, лежит на властях Украины, потому что «ответственность за управление воздушным движением на территории, где проходит активность средств ПВО, лежит на государстве, которому принадлежит эта территория».
Однако представитель украинского Генштаба Владислав Селезнев сообщил, что Украина хоть и имеет на вооружении ракетные комплексы «Бук-М1», но в день крушения Boeing она не контролировала территорию предполагаемого пуска ракеты.
Напомним, что пассажирский Boeing-777 компании «Малайзийские авиалинии», который летел из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля прошлого года в Донецкой области. Погибли все 298 человек, находившихся на борту. Точную причину крушения до сих пор не объявили.