«У нас в подъезде с 2004 года установлен домофон фирмы «Факториал». Компания в течение 12 лет исправно выполняла свои обязательства: всегда вовремя обслуживала и ремонтировала оборудование. Но вчера старшая по дому потребовала купить ключи для нового домофона. Якобы теперь мы будем пользоваться услугами другой компании, домофоны которой установлены в соседних подъездах. Но нас и прежняя устраивала, да и тариф у предлагаемой фирмы выше. Законно ли это?» — Елена Сергеевна.
Антон Кирюхин, юрист частной практики:
— Конечно, собственники подъезда вправе сменить компанию, обслуживающую домофон. Поводом для этого зачастую служат отсутствие обслуживания и высокая абонентная плата, то есть объективные факторы, влияющие на качество предоставляемой услуги. Безусловно, мотивом для расторжения договора может послужить и субъективное желание жителей. Однако нужно помнить, что договорные отношения регулируются Гражданским кодексом, и основания для расторжения должны быть вескими. А если вас заставляют менять обслуживающую компанию на новую, да ещё и с повышением абонентной платы, не предоставляя при этом дополнительных услуг, только потому, что на большинстве подъездов вашего дома стоят домофоны другой компании, то здесь уже идёт речь о нарушении антимонопольного законодательства. Таким образом одна компания пытается захватить рынок, стать монополистом. Чтобы со временем диктовать свою финансовую политику. Её аппетиты будут расти, она увеличит цены, а людям придётся платить, так как нет другого выбора, других компаний. Их просто выжили с рынка. Здесь отличным примером служат ресурсоснабжающие организации, которые повышают тарифы каждые полгода, а потребителям просто некуда деваться, они платят. Так и на рынке домофонных систем: отсутствие конкуренции даже на отдельно взятом доме приведёт к ухудшению качества обслуживания, росту цен, отсутствию скидок и льгот.
Именно поэтому мой вам совет: если вас всё устраивает, зачем менять обслуживающую компанию по неясным для вас причинам? Не поддерживайте политику монополистов, пользуйтесь услугами других компаний, у которых качество ничуть не хуже, а аппетиты скромнее. Таким образом будет налажена здоровая конкурентная среда, от которой потребитель только выиграет.