Дмитрий Валитов, корреспондент «Вечернего Омска»:
— Событий много. Но какие из них действительно важные — большой вопрос. Губернатор Виктор Назаров переизбрался на второй срок, Юрий Гамбург остался в СИЗО, Вячеслав Синюгин уехал в Москву. Ну и что? В общем, всего и не упомнишь. Из всего этого потока информации обычно выделяется то, что случилось совсем недавно. В конце декабря. Может, «случилось» тут не совсем подходит, но для меня такой жирной точкой 2015 года стало выступление Митрополита Омского и Таврического Владимира в программе «Благовест» на ГТРК «Омск». Владыка заявил, что большая часть детей, зачатых во время поста, рождаются с шизофренией. А небезызвестный Андрей Кураев* вычислил, что сам Владимир был зачат в пост. Такие дела. Наверное, это бросилось в глаза потому, что у меня у самого в этом году родился сын. А в пост оно было или не в пост, это неважно.
Марина Лебедева, главный редактор РИА «СуперОмск»:
— Уходящий год запомнился мне как важный и одновременно страшный в смысле внешнеполитических событий. Россия однозначно продемонстрировала, что она является одним из мировых лидеров, и это, конечно, мало кому может нравиться. И после турецкого инцидента утром я хорошо помню, как ехала на работу и думала, а не утро открытой войны ли это?!
В региональном смысле запомнились выборы, которые, впрочем, прошли не так ярко, как ожидалось. Скандал с Лушовой для большинства прошел не то что незамеченным, но непонятным.
Катастрофы и общее ощущение, что вокруг коллапс… Город, как после бомбежки, цены растут запредельно — 2015 год получился такой гонкой на выживание, и я не буду расстроена, что он закончится. Он поселил в сердце страх за себя и близких. Кто может гарантировать, что здание, где ты находишься, не рухнет? Что автобус, на котором ты едешь, исправен, а водитель здоров и бодр? Что никакой «неадекват» вроде Роденко не начнет палить из окон? В общем, в поисках новогоднего настроения я ищу в себе резервы оптимизма. Дальше будет лучше обязательно!
Екатерина Коропец, главный редактор журнала «Выбирай»:
— Назвать этот год хорошим может, наверное, только человек, живший все это время в землянке. Для него точно ничего не изменилось. Не стану перечислять печальные новости, потери и катастрофы, которые повлияли на мир и на нас с вами. Они еще долго останутся в памяти. Для Омска этот год не стал прорывным: с метро не вышло, «Пикник» прошел в последний раз, визит «Ревизорро» и меткие цитаты мэра о погоде и Всевышнем снова «засветили» наш город во всей красе. Однако есть и приятные моменты: появилась «дорожная фея», полным ходом идет перестройка Любинского, ремонт цирка, планетарий обрел новое место. А еще вышел новый эпизод «Звездных войн» и Новый год на носу. На самом деле мир всегда будет в огне, и всегда будет происходить что-то не самое приятное, а мы не перестанем строить планы и улыбаться по утрам. Ведь если с вами близкие и друзья, то хороших дней в году окажется куда больше, чем плохих.
Евгений Яровой, заместитель главного редактора РИА «Омск-Информ»:
— Год запомнился двумя трагедиями, случившимися в Омске. Это обрушение казармы, в результате которого погибли 24 человека, и ДТП на Сыропятском тракте, где не стало 16 человек. Что касается российских событий, то, конечно, на первый план выходят отношение с Турцией после сбитого российского самолета и крушение нашего лайнера в Египте. От 2016-го жду прекращения кризиса, нормализации отношений с Украиной, но боюсь, что при нынешнем украинском руководстве этот процесс затянется. Из позитива хочу отметить открытие большого количества садиков. Такого в нашем городе не было давно. Сейчас в Омске, как говорят чиновники, полностью ликвидирована очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет. Хочется этому верить.
Александр Жиров, директор коммуникационного агентства iSutki Com:
— 2015-й стал годом, когда происходило много событий — и одновременно ничего не двигалось с места. Россия продолжала укрепляться в позиции «страны, окружённой врагами», Омская область — упускать шанс за шансом, дороги города Омска — разрушаться, а весь мир — решать проблемы по мере поступления. И вместе с тем — ничего из этого не было неожиданным, «внезапным» и удивительным.
В начале года в Париже террористы расстреляли карикатуристов. В феврале под стенами Кремля был убит Борис Немцов. В мае начался так называемый FIFA-гейт, в результате которого вскрылись коррупционные схемы в главной футбольной ассоциации мира. Все лето в Омске прошло в подготовке к выборам губернатора, в подковерных интригах и в билбордах непонятного содержания. В результате войны в Сирии из Азии в Европу ринулись полчища беженцев. В октябре террористы взорвали российский самолёт над Синаем. В октябре в Омске был застрелен застройщик Виктор Берг, а подозрение пало на федерального судью, который вёл его дело. В ноябре нашёлся новый враг России — Турция. В ноябре у омских ПАТП закончились запасы топлива и встал вопрос о том, что в городе прекратит работу муниципальный общественный транспорт. Также в ноябре, в конце Года Литературы в России, «прогрессивная российская общественность» обрушилась в истерике на первого за много лет русскоязычного Нобелевского лауреата по литературе. Автор книг, хирургически вскрывающих менталитет человека «русского мира», Светлана Алексиевич подверглась атакам в таком тоне, что сразу стало ясно — атакуют её люди тонкой душевной ориентации, любящие Достоевского и Толстого (сарказм). В декабре вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за оборону и «оборонку», случайно выстрелил себе в ногу в тире ровно через месяц после собственной ура-патриотической тирады о том, что «Запад выстрелил себе в ногу, введя санкции». В декабре же частная компания миллиардера Илона Маска смогла посадить ракету-носитель космического корабля на платформу — раньше ракета разбивалась или тонула в океане. Это серьезный шаг к удешевлению космической программы в целом. И что, кто-то вновь удивлен? Конечно, нет — ведь это не «прорыв», это результат долгой целенаправленной работы умнейших людей, не говорящих громких слов, но мечтающих о будущем. О будущем, которое будет по-хорошему удивлять.
Анна Микула, главный редактор газет «Ва-банкЪ» и Metro:
— Одним из событий, глубоко тронувших лично меня, была история с новорожденным в Саргатке. Сначала младенца с ветрянкой отказались госпитализировать. Потом все-таки его положили в реанимацию, но и там оставили на ночь без помощи. Он умер. История чудовищна… И бросает тень на других врачей, самоотверженно любящих свое дело. К счастью, таких большинство. Еще запомнилась школа № 53. Там учились 800 детей, здание разваливалось на части 15 лет. В 2012-м стена там лопнула прямо во время уроков. Приехали сотрудники МЧС, детей эвакуировали. Трещины скрепили скобами, фасад закрыли сайдингом, ребята продолжили ходить на занятия. Приятно, что всё изменилось после нашего материала в «Ва-банке». Школу закрыли, снесли. И как раз в эти дни на ее месте начали строить современный учебный центр. Это хороший подарок к Новому году.
Александр Малькевич, генеральный директор ГТРК «Омск» (12 канал):
— 2015 год был богат на события. Из мировых я бы отметил, скажем так, «год Charlie Hebdo»: сначала в январе террористы расстреляли едва ли не половину редакции этого французского журнала, прославив заурядных и пошлых писак на весь мир. Вы знаете, что после трагедии их тираж подскочил в десятки раз и на «траурных» выпусках они заработали десятки миллионов евро? После чего пошли вразнос — стали публиковать полную похабщину про утонувшего мальчика-беженца, а завершили все это ужасными карикатурами на трагедию с российским самолетом. Теракт в Airbus A321 стал страшной трагедией в России; десятки семей с детьми летели с отдыха… Еще и в родной мой Санкт-Петербург, среди погибших были и мои знакомые.
Потом — Су-24 над Турцией. Война оказалась совсем близко, а предательство — вот оно, буквально за углом. Если говорить о простых вещах, то по итогам года наша страна потеряла для себя не только Египет, но и Турцию — любимые места россиян для недорогого отдыха. В кризис, который не останавливает свою поступь, это особенно ощутимо.
Было много и политических событий. Латинская Америка, которая долгое время придерживалась левых идей, стала «поворачивать вправо». А на Западе, наоборот, активизировались леваки. В этом плане я с интересом следил за греческой борьбой, где в январе на выборах победила партия СИРИЗА и потом отчаянно отказывалась платить долги европейскому сообществу. Мы с ужасом смотрели на ту вакханалию, которая творится на Ближнем Востоке. И хорошо, что европейское сообщество начало прозревать в этом отношении. Я и многие мои знакомые помнят, что мы учились по школьному учебнику истории, на обложке которого была изображена Пальмира — город, который как раз боевики запрещенной в России организации ИГИЛ уничтожили.
Если говорить про Омск, то здесь тоже произошло много мрачного: падение крана, катастрофа в казарме учебного центра ВДВ. Главными политическими событиями стали выборы органов местного самоуправления и, конечно, выборы губернатора — первые за последние двенадцать лет и первые — с таким высоким результатом победителя. Есть рекорд в новейшей политической истории Омского Прииртышья!
Конечно, многое произошло и в моей профессиональной жизни. Это и беспрецедентный телемост в прямом эфире, который мы сделали из концлагеря Маутхаузен в день 70-летия гибели генерала Карбышева. Зрители в уходящем году назвали наш канал «Первым патриотическим», и летом решением жюри Всероссийского конкурса «Патриот России» нам был присужден Гран-при за всеобъемлющее освещение патриотической тематики региональным СМИ. Второй год подряд Национальной телевизионной премией «Золотой луч» мы были названы лучшим региональным телеканалом страны, а я второй раз в своей карьере признан «Лучшим региональным медиаменеджером России» в рамках соответствующей премии. И, конечно, делали яркие проекты, не давали скучать ни зрителям, ни ряду омских СМИ, которые обсуждали буквально все, что было связано с 12 каналом — от программ и гостей до ведущих и их внешнего вида. Поэтому по итогам года мы вновь стали не только самым цитируемым телеканалом региона, но и плотно подпираем тройку самых раскрученных интернет-СМИ области. Такая вот приятная профессиональная история.
Марина Вздорнова, директор ООО «Омские СМИ»:
— Многие профессиональные журналисты, наши читатели, телезрители не могли не заметить, что пулу политических журналистов в этом году, скажем так, досталось. Такой работы с точки зрения освещения внешней политики, наверное, за последние 10 лет наши центральные СМИ не делали. И такого пропагандистского накала на экранах тоже не было давно. В этом году наша российская пресса показала, что идеологического азарта у нее хватит и на следующий год.
Омское информационное поле тоже выглядело жестким. Но у региональных СМИ были на то все основания. Количество коррупционных дел (не только политических, но и связанных с бизнесом) давно не имело такого объема, накала страстей и такого жесткого обсуждения в прессе. Хотелось бы, чтобы весь это накал криминальных расследований и прогнозов в следующем году поутих. И нашим журналистам приходилось работать не только на одной криминальной ноте.
Алена Позевалова, главный редактор Om1.ru:
— 2015 год был неспокойным, трагичным и порой ужасающим. Как в свете мировых событий, так и общероссийских, и городских. Перекочевавшие проблемы из 2014-го подзатыльником отразились на 2015-м. Но новости о стабильно дешевеющей нефти, слабеющем рубле, санкциях и Крыме превратились в череду еждневноодинаковых. Наверное, на фоне их споры вокруг фильма «Левиафан» или скандальной постановки в новосибирском театре выглядели куда заметнее. К концу года внимание приковала тема борьбы с международным терроризмом. Случившиеся перед этим теракты в Париже, рухнувший российский самолет в Египте — все это эхом доносилось с лент федеральных СМИ. А вот то, что лично для меня звучало в голос и в полную силу, произошло в Омске. …
Июнь месяц. Мы с ребятами утром бурно обсуждаем аварию, случившуюся ночью на трассе Тюмень-Омск, которая унесла жизни семи человек. А уже через несколько часов я мчусь на какой-то километр Сыропятского тракта. ДТП, погибли 16 человек. Картина, поверьте не из приятных. Помню, как рядом со мной записывали синхрон для телевидения. Девушка-корреспондент постоянно спотыкается, у нее дрожит голос и вовсе не от волнения работы перед камерой….
…Это был выходной. Лениво пролистывая ленту, натыкаюсь на новость: рухнуло здание учебного центра ВДВ. Буквально через несколько минут звонит коллега: «Ты слышала? Алена, тут… (выражаться тогда цензурно было крайне сложно). Середины здания просто нет, сложилось как карточный домик. Я стою… Тут матери рыдают, им ничего не говорят». Ночь тогда была длинной…
Станислав Жоглик, главный редактор «Нового Омска»:
— Не хотелось бы в Новый год о грустном, но нужно отметить и две трагедии — обрушение казармы и падение крана в Омске. Они обнажили чудовищные системные недочеты в строительной отрасли, причем я лично убежден, что вина в большей степени лежит на госрегуляторе. Надеюсь, в 2016 году подобных историй удастся избежать. Что касается профессиональных успехов, в этом году наша компания провела три важных для меня мероприятия. Форум молодых бизнесменов «Свое дело». Премию «GazelleБизнеса-2015» и совместно с партнерами образовательный проект MediaLab. В каждом проекте было достаточно мелких косячков, но зато мы получили бесценный опыт. По крайней мере, приезд визионера Александра Шульгина, который был организован совместно с гендиректором «12 канала» Александром Малькевичем и площадкой «МКР-Медиа», лично я бы назвал, без ложной скромности, главным медиасобытием 2015 года.
Артем Косенок, корреспондент «Радио Сибирь»:
— Говорить об омских дорогах банально, но не в этом году, как мне кажется. 2015 год запомнился той ситуацией, когда все плохое уже стало забавным. Особенно если вспомнить, как власти предлагали бороться со снегопадом с божьей помощью. Или как горожане сами начали ремонтировать магистрали. Последняя новость вообще была очень позитивной. Омичи показали, что готовы от слов перейти к делу — когда других вариантов больше не остается.
Мария Гавриленко, обозреватель ИА «ОМСКРЕГИОН»:
— Что касается Омска, то самым запоминающимся моментом для меня, как для журналиста, стали губернаторские выборы. К единому дню голосования, 13 сентября, готовились все, хотя итоги были прогнозируемыми. Интересна была борьба Олега Денисенко за участие в выборах, которые нужны были ему, как мне кажется, лишь для пиара в преддверие думских выборов в 2016 году.
Из федеральных событий, конечно же, потрясла новость об убийстве Бориса Немцова и решение президента России Владимира Путина о введении российских вооруженнвх сил в Сирию. Власти страны должны были это сделать, так как террористическая угроза достигла пика.
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом