Выступление президента продолжалось чуть больше часа. Когда Владимир Путин начал зачитывать текст, один доллар на бирже можно было купить за 52,59 рубля. И в первые минуты биржи на слова главы государства практически не реагировали, как будто бы спекулянты притаились, чтобы услышать самые важные слова, а уже в зависимости от их содержания — либо купить рублей, либо их продать.
Но уже спустя пять-шесть минут участники рынка определились с направлением — национальная валюта стала слабеть. Особенно сильным падение было во время той части послания, в которой Путин говорил о ситуации с санкциями. В этот момент за один доллар давали примерно 53,6 рубля. Затем курс нацвалюты стал несколько укрепляться, но делал это лениво.
Владимир Путин, президент России:
— Мы не намерены втягиваться в гонку вооружений. Но при этом обеспечим надежную защиту нашей страны в новых условиях. Это будет сделано. Добиться военного превосходства над нашей армией ни у кого не получится.
Лишь спустя полчаса инвесторы услышали то, что касается их напрямую. «Каждая проверка должна стать публичной — будет запущен реестр. Надо отказаться от принципа тотального контроля», — перешел к экономической теме Владимир Путин. Рынку данные предложения понравились — курс рубля стал укрепляться до 53,35, а затем и до 53,25 на словах о проведении амнистии капитала.
«Давайте сделаем это сейчас и один раз. Нужно окончательно перевернуть офшорную страницу в российской истории». На этих словах рубль продолжил укрепление до 53,17. И уж совсем адресным был спич про спекулянтов, которых президент пообещал найти и наказать, — в итоге 53,02.
Но укрепление рубля опять было недолгим. К 14:53 доллар вновь стал одерживать верх над рублем — 53,32. В эти минуты Путин говорил о гособоронзаказе, требовал усилить контроль за использованием денежных средств. Ослабление продолжилось на словах, что госкомпании должны снижать издержки на 2–3% ежегодно (53,36).
В итоге гимн заиграл в тот момент, когда за один доллар давали 53,4 рубля. Таким образом, за время президентского послания национальная валюта потеряла примерно полтора процента.