Среди собравшихся в зале — восемь представителей омских СМИ. Аккредитации получили шеф-редактор портала Om1.ru Ирина Леонова, журналист «12 канала» Владимир Мутовкин и оператор Александр Саражин, главный редактор «АиФ в Омске» Ольга Коробова, главный редактор ИА «Город55» Владимир Червонящий, корреспондент «РБК-Омск» Анатолий Соколенко, оператор Артем Колесников, а также редактор называевской газеты «Наша искра» Юрий Авдеев.
Отметим, вопросы из Омска на таких пресс-конференциях не звучали уже несколько лет. Надеемся, в этот раз будет иначе.
«Начинаем нашу традиционную предновогоднюю встречу, по традиции называемую пресс-конференцией», — говорит президент Путин.
Первым делом он подводит итоги года:
- ВВП за первые десять месяцев года вырос на 1,7%;
- Рост промышленного производства — на 2,9%;
- Растет покупательная способность населения.
Первый вопрос от Вероники Романенковой из ИТАР-ТАСС: «Нацпроекты. На них планируют потратить баснословные деньги, но некоторые эксперты сомневаются в том, что эти проекты реально выполнить».
Путин: «Эти проекты нужны потому, что нужен прорыв. Если не ставить амбициозных задач, мы не достигнем вообще никаких».
Впрочем, затем глава страны признает, что кое-что в показателях необходимо скорректировать.
Вопрос от ВГТРК: «Экономика растет в среднем на процент в год, то есть это топтание на месте, говорит Кудрин».
Путин: «Так механически считать нельзя. К тому же на один процент экономика росла как раз при Кудрине, так что...».
Первый вопрос из регионов! Волгоград: «Мы прекрасно провели чемпионат мира, наш регион начал дышать, развиваться… В общем, все хорошо, однако двадцать лет назад в городе расформировали легендарное военное училище. Можно ли что-то сделать?»
Путин: «Посмотрю обязательно, посоветуюсь с Минобороны».
Вопрос из Сибири! Из Западной! Из миллионника! Нет, пока не Омск. Новосибирск.
Спрашивают про жилье для ученых. «Будет жилье для ученых», — успокаивает всех Путин.
Первый канал спрашивает про ядерную войну: «Можете ли Вы, как президент, успокоить моего маленького сына, который боится? Да и меня тоже?»
Путин: «Такая война может привести к гибели всей цивилизации. Даже планеты. Угроза серьезная, и жаль, что ее недооценивают. Международная система сдерживания вооружений разваливается, начинается гонка».
А вот и вопрос про Украину! инцидент в Керченском проливе: что будет дальше с захваченными украинскими моряками? Считаете ли вы, что эта провокация удалась?
Путин: Провокации всегда плохи. Рассчитаны на обострение ситуации. Зачем это нашим украинским партнёрам — непонятно. Наверное, в связи с выборами. но это плохо и во вред интересам своего народа и государства!
Про моряков: идёт следствие.
А вот и вопрос с Украины: «Сколько денег тратится на оккупированный Донбасс? И почему там нищета?»
Путин: «Позвольте, а кто установил блокаду? А вот и не мы! Мы всего лишь оказываем гуманитарную помощь и поддержку, чтобы их окончательно не раздавили и не съели».
(много риторики про русофобов в коридорах киевской власти)
Ксения Голованова из «Интерфакса»: «Странные действия властей провоцируют ненужные конфликты. Разгон концертов, например. Зачем государство вмешивается в эту ситуацию? Кроме того, все встревожены проектом закона об ужесточении ответственности за «негативные высказывания в адрес власти». Не боитесь потерять молодежь?»
Путин: «Псковские десантники, которые три дня бились против двух тысяч – вот герои, вот молодежь. Волонтеры тоже молодежь. Это слой колоссальной глубины. Опора сегодняшнего дня. А ответственность за поругание флагов и символов есть практически во всех странах».
«Что, пойдем повесимся? Да? Только, чур, я не первый», — В. В. Путин.
Корреспондент из Японии спрашивает про мирный договор.
Напомним, что между Японией и Россией до сих пор не заключен мир; с конца Второй мировой войны существует только перемирие. Причина — в территориальнмо споре за Курилы.
«Сколько мы получим островов? Ноль? Два? Три? Четыре?».
Вопрос: «Какие новые идеи вы хотите вложить, чтобы продвинуть наши отношения на качественно новый уровень?»
Путин критикует американскую военную базу на Окинаве, но все равно будет стремиться к миру с Японией. Потому что обе страны заинтересованы в заключении соглашения. Движение вперед есть.
«Скрипали — всего лишь повод, чтобы организовать атаку на Россию. Сдержать развитие конкурента», — Путин.
Представитель газеты «Хакасия» спрашивает о прошедших выборах: «Почему в нескольких регионах победила оппозиция? Почему Путин до сих пор не встретился с избранными главами? Будет ли «душить» непокорные территории финансово?»
Путин: «Не переживайте, не буду. Встречи будут. Да это и не первый случай победы оппозиции на выборах. Вот, в Омске представитель «Справедливой России»!»
Первое упоминание Омска!
Если кратко, то: в мире все плохо, в России, вероятно, все хорошо. Наша экономика адаптировалась. Санкции наносят ущерб всем.
Корреспондент агентства «Синьхуа»: «Владимир Владимирович, как Вы оцениваете изменения, произошедшие в Китае за годы открытости? Довольны развитием отношений?»
Путин: «Мы приблизились к тому, чтобы выйти на 100 миллиардов товарооборота. Это достижение. Но это лишь производная от роста уровня доверия между странами. Все проблемы, доставшиеся в наследство от СССР, решены, и мы двигаемся дальше».
Можно ли организовать телешоу по стратегически важным вопросам долгосрочного развития России? А не всё вот это вот про отношения и скандалы?
Путин: За последнее время кое-что меняется в лучшую сторону, информация на ТВ становится более сбалансированной. Хотя сам я смотрб мало и в интернет заглядываю редко. Времени нет.
Про сельское хозяйство: Снижение темпов роста есть? Есть. Нас это беспокоит? Нас это не беспокоит! Ведь ситуация сложная.
— Когда вы женитесь?
— Как порядочный человек я рано или поздно обязан буду это сделать…
«То, что происходит сейчас в православии — уму непостижимо. Это прямое вмешательство государства в церковную жизнь. Такого не было никогда… со времен Советского союза», — отметил Путин о создании автокефальной Украинской церкви.
Вопрос о протестном потенциале Россиян. Не будет ли у нас, как во Франции?
Путин: «Французское правительство сознательно повысило цены на нефть и бензин. Хотели перераспределить ресурсы граждан на решение других вопросов. Людям это не понравилось. У нас цены на бензин повысились в связи с ростом цен на нефть».
Вопрос: отразится ли на России Брекзит?
Президент: «Да, но косвенно, опосредованно. Он отразится на всей мировой экономике».
«Новая газета» задает вопрос: «Правильно ли, что бизнесмен и «повар» Путина Пригожин руководит ЧВК «Вагнер»? Стесняетесь ли вы этого?»
Путин: «Все мои повара — сотрудники ФСО. Других поваров у меня нет».
Путин про пенсионную реформу: «В начале, середине нулевых он говорил, что против повышения пенсионного возраста. Но времена изменились. Дело не в дефиците сегодняшнего дня. Тенденции такие, что количество работающих становится меньше, а количество пенсионеров растет. Да, сейчас это можно было бы закрыть. Но пройдет 5-7 лет, и придется делать это резко, без переходных периодов, без льгот».
Путин обвинил «левых» в том, что они развалили СССР и едва не развалили Россию в 90-х.
Вопрос от ГТРК «Дагестан»: «Почему в рекламе на российском телевидении дети только одного типажа — светлые и голубоглазые? Ведь в России живет две сотни народов. А ещёеКремлевский полк, в который предпочитают брать только людей конкретной внешности, как мне показалось…».
Путин: «Вам кажется».
Корреспондент из Турции спрашивает, как Путин относится к основателю Турецкой республики Мустафе Кемалю Ататюрку.
«Он очень многое сделал для восстановления турецкой государственности и был большим другом России. Он создал современную Турцию, заложил ее базисные основы, — ответил президент. Пусть наши интересы и не всегда совпадают, мы готовы идти на компромиссы. И наши турецкие партнеры тоже».
Телеканал «Мир» спрашивает, появится ли в СНГ своя цифровая валюта? И что придёт на смену доллару, если он действительно «покинет Россию»?
Путин: «Роль рубля как резервной валюты, использующейся в расчетах между странами ЕврАзЭС, возрастает. В основном в безналичном расчете. Расчеты в долларах все равно идут через американские банки, и возникает желание от них уйти.
«Возможна ли встреча с Трампом», – задает вопрос Первый канал.
Путин: «Не знаю. Мы готовы, мы заинтересованы».
Журналистка предлагает Путину создать Министерство идей.
Путин: «Готов обсудить, только нужно понять наполнение, что это значит, чем оно должно заниматься?»
Про допинг: Путин признает, что применение допинга было, но не на государственном уровне. Этот тезис нам пытаются навязать, но этого никогда не было и не будет. В этом есть и наша вина: мы не смогли организовать на должном уровне борьбу с допингом.
Что вы можете сказать по поводу разрыва в доходах между топ-менеджерами и обычными россиянами?
Путин: «В США разрыв между теми, кто зарабатывает мало, и теми, кто зарабатывает очень много, увеличивается!»
Евроньюс: «Готова ли Россия объявить своим все Азовское море?»
Путин: «На любой части своей территории мы можем и будем так строить свою военную политику, как нужно для обеспечения безопасности. Мы изначально объявили, что намерены построить для связи с Крымом мост. Будем развивать инфраструктуру, в том числе и гражданскую. Вложим в развитие полуострова 300 миллиардов рублей. Керченские проливы узкие и сложные, там практически всегда осуществлялась лоцманская проводка. И мы проводили украинские суда, в том числе военные, никто не мешал — только помогли. На этот раз все было по-другому».
Уральское телевидение предложило изменить Конституцию и ввести в нее национальную идею в форме патриотизма.
Путин: «Это предмет широкого общественного обсуждения…».
«Я поздравляю вас всех с Новым годом, мне очень важно ваше внимание… но, кажется, пора заканчивать».
Конференция окончена.