om1.ru
Инструкция по выживанию в городе без дорог: как возместить ущерб за разбитый автомобиль Ситуация с дорогами в Омске становится аховой. Автовладельцам следует запомнить новые стандарты красоты: не 90-60-90, а 15-60-5.

Инструкция по выживанию в городе без дорог: как возместить ущерб за разбитый автомобиль

Ситуация с дорогами в Омске становится аховой. Автовладельцам следует запомнить новые стандарты красоты: не 90-60-90, а 15-60-5.
Инструкция по выживанию в городе без дорог: [как возместить ущерб за разбитый автомобиль]
25 марта 2016, 20:00

15 сантиметров по длине, 60 по ширине и 5 по глубине — именно таковы предельно допустимые размеры ям согласно ГОСТ Р 50597–93. Если, попав в очередную выбоину, автомобиль получил ущерб, его можно взыскать с ответственных за содержание трасс в надлежащем состоянии. О том, как этого добиться, рассказал порталу Om1.ru председатель «Общества по защите прав потребителей в сфере страхования» Игорь Пушкарь.

Итак, первое, что нужно сделать, — вызвать ГИБДД по телефонам 79–20–10 и 79–35–04, а затем оставаться на месте, выставить знак аварийной остановки и дожидаться приезда автоинспекторов. Кроме определения об отказе в возбуждении административного дела и справки о ДТП, сотрудник должен выдать акт выявленных недостатков в содержании улично-дорожной сети, это предусмотрено регламентом. Но часто правоохранители не указывают количественные измерения глубины выбоины и так далее, а лишь общие понятия вроде «дорожное полотно находится в ненадлежащем состоянии». Это может затруднить получение взыскания, так как законодательством не любая яма является нарушением.

Еще раз, прописная истина в сложившихся реалиях — 15–60–5. Если по любому из этих показателей яма превышает размер, это считается ненадлежащим содержанием, и водитель имеет право потребовать возмещение ущерба. Но также стоит отметить, есть случаи, когда судом признается обоюдная вина, например, яма не соответствует ГОСТу, но водитель нарушил ПДД. А вот если яма маленькая, но автомобилист заверяет в причинении вреда, — здесь шансов мало. ГОСТом она считается допустимой, то есть при таких размерах выбоины невозможно получить ущерб.

Параллельно с этим можно и самому зафиксировать инцидент на фото, видео. Это, по сути, главное, что поможет добиться возмещения, но сделать все нужно грамотно. Прежде всего, необходима привязка к местности — например, виден номер дома, улица, название магазина, узнаваемое здание, а не типичная многоэтажка. Чтобы было ясно, эта не какая-то яма неизвестно где. Эксперты советуют самим брать линейку и снимать это.

Но здесь есть нюанс. Дорожные службы могут оспаривать, что линейка соответствует стандартам измерений. Зато у ГИБДД рулетки проходят поверку. Поэтому стоит попросить инспектора все измерять. Хотя ямы встречаются и под лужами. Тогда нужно постараться зафиксировать место и хотя бы глубину. Потом, когда вода высохнет, можно сделать остальные замеры, но нужно успеть до того, как дорожники начнут чинить.

ОСАГО бесполезно. Причинение вреда автомобилю в результате наезда на препятствие не покрывается выплатой по этому виду страхования, хотя многие ошибочно полагают, что полис защищает их имущество. Это не так. Он покрывает вред, который автовладелец причинил третьим лицам. Например, врезался в другую машину или световую опору. В этом случае по его полису страховая компания будет возмещать ущерб потерпевшей стороне.

Защитить собственный автомобиль поможет полис Каско, в котором можно прописать всевозможные страховые случаи. Расходы автовладельца по ремонту машины покрывает страховая компания, и затем сама обращается к ответственным за содержание дороги, требуя возмещение в переделах выплаченной водителю суммы. Однако, как отмечают эксперты, сейчас этот вид страхования дорог. В прошлом году стоимость полиса резко увеличилась, и сейчас она исчисляется десятками тысяч рублей, а то и больше.

После составления сотрудниками ГИБДД акта можно делать оценку полученного автомобилем ущерба и предъявлять требования к дорожным службам, а в случае их отказа — обращаться с иском в суд. Так, федеральный закон о безопасности дорожного движения говорит, что обязанность по обеспечению соответствующего состояния трасс и ответственность возлагается на организации, на балансе которых они содержатся. Есть дороги необщего пользования, находящиеся в собственности органов власти или предприятий, и общего, за которые отвечает городской департамент дорожного хозяйства. Кому именно предъявлять претензии, выяснит Госавтоинспекция. В любом случае в судебной практике немало успешных для водителей дел. Все зависит от того, насколько полно собраны доказательства и насколько квалифицированно будут представляться интересы в суде.

Несколько лет назад ГИБДД полагало, что ущерб, причиненный в результате попадания в яму, — это вина водителя. Согласно ПДД, при вождении нужно учитывать дорожные условия, в том числе состояние трассы. То есть, если много ям — поезжай тише. Поэтому дорожные службы к ответственности не привлекались. Но затем Верховный суд изменил позицию, посчитав, что автовладелец должен двигаться со скоростью, предписанной правилами, а дорожники должны обеспечить ему эту возможность, не уворачиваясь от выбоин и прочих «приятностей».

К примеру, не так давно Арбитражный суд Омской области удовлетворил иск к управлению дорожного хозяйства и благоустройства о выплате 42,5 тысячи рублей за пробитое колесо экскаватора. Техника наехала на яму, которая была под лужей. На данный момент ведомство пытается обжаловать решение в апелляционном порядке.

Вместе с тем стоит упомянуть частные случаи. Бывает, попадание в яму приводит к потере управления автомобилем и как следствие — к аварии. Наступает другой род ответственности, и нужно доказать, что ДТП случилось из-за недостатка в содержании дороги. Бывает, водитель пытается увернуться от препятствия и выворачивает на соседнюю полосу. Но ПДД запрещают маневры — нужно тормозить вплоть до полной остановки. Иначе, в большинстве случаев, вина остается за водителем. Другой вариант — автомобилист тормозит и в него въезжают сзади. Тогда крайним окажется, вероятнее всего, второй водитель. Но дело может быть решено и в его пользу, если торможение произошло в результате попадания в яму, то есть непреднамеренно, и тогда иск можно будет предъявить к многострадальным дорожникам.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter