om1.ru
«Погоди, гаишников проеду»: учимся правильно водить машину, набивая SMS В тему о безопасном вождении расскажем о том, как «правильно» водить машину, разговаривая по телефону без гарнитуры, сидя на ходу «ВКонтактике», параллельно занимаясь табакокурением.

«Погоди, гаишников проеду»: учимся правильно водить машину, набивая SMS

В тему о безопасном вождении расскажем о том, как «правильно» водить машину, разговаривая по телефону без гарнитуры, сидя на ходу «ВКонтактике», параллельно занимаясь табакокурением.
«Погоди, гаишников проеду»: [учимся правильно водить машину, набивая SMS]
26 января 2016, 08:00

Сколько раз вы отрывали трубку от уха со словами: «Погоди, гаишников проеду»? Не отнекивайтесь — с каждым бывало. Равно как и набивание за рулем SMS типа: «Сегодня отбой — он вернулся». Или просмотр ленты «Твиттера» — там такие смешные мемесы бывают, что и правда не устоять от соблазна на них посмотреть... Мы решили опытным путем проверить, насколько все эти вещи отвлекают от вождения, измеряя это всё беспристрастным секундомером, объективными цифрами с помощью хладнокровного, опытного пилота.

Александр Алексеев, инструктор по контраварийному вождению, серебряный призер чемпионата УрФО по ралли 2015 г. в зачете 1600Н, победитель в зачете «1600-Урал».

Логика проста: вот есть идеально пройденный круг с двумя «змейками», несколькими поворотами, прямиком и экстренным торможением. А вот другие круги — неидеальные. В первом случае наш специалист проезжает круг по всем правилам: он пристегнут, контролирует обстановку визуально, обе руки держит на руле и в случае чего готов среагировать на ситуацию. В остальных случаях он едет как многие типичные омичи: болтает по телефону, руль придерживает то коленкой, то локтем второй руки, первой в этот момент стряхивая пепел в окно.

Разница во временах круга пусть и покажется кому-то примитивным маркером, но она все же наглядна: каждая лишняя секунда в прохождении, каждый сбитый конус и каждый промах на экстренном торможении намекнут нам на степень отвлечения внимания той или иной ерундой, которой вы привыкли заниматься в дороге. Итак...

В круге первом

Разгон, чистая «змейка», стабильный поворот под потрескивание системы стабилизации, уверенный (насколько позволяет резина) разгон, разворот по кругу — и в обратном порядке.

Так — три попытки со средним временем 1:14,8. Возьмем его за точку отсчета и некий эталон безопасной езды, к которому нужно стремиться.

Времена трех попыток «чистого» круга. Среднее — 1:14,8.

Настало время снять трубку...

Хотя в ПДД четко прописано, что делать это надо с гарнитурой hands-free. Но с ней одна морока: во-первых, стоит неподъемную тысячу рублей. Во-вторых, ее надо постоянно заряжать. И вообще: машина с «автоматом» — вторая рука «не нужна». Пробуем, и наш тест-пилот сразу начинает нервничать: рулить с перехватом тяжело, поскольку задействована только одна рука. Постоянно приходится перекладывать трубку туда-сюда из руки в руку, чтобы не промазать мимо поворота и не сбить конус. Попутно представляем, что на месте конуса может быть маленький ребенок или немаленькая бабушка. А потом смотрим на секундомер: среднее время с трех попыток выросло на весомые 3 секунды.

Это вечность.

При скорости 60 км/ч автомобиль за секунду пролетает порядка 16,6 метра, за 3 секунды — уже 49,8 м. То есть без малого весь тормозной путь на машине с шипованными покрышками и ABS. Если представить, что время реакции человека на ситуацию — 1,5 секунды, то весь свой запас на то, чтобы начать тормозить, вы уже исчерпали дважды.

Времена трёх зачетных попыток круга с телефоном у уха. Среднее — 1:17,8.

Короче, если представить, что перед тобой на дорогу выбежала реактивная мама с коляской, то без телефона в руке у тебя в разы больше шансов среагировать и оттормозиться или объехать препятствие. С телефоном этих трёх секунд может не хватить.

Александр Алексеев:

 — Когда человек разговаривает по телефону, он находится не здесь, а как бы рядом с собеседником. Получается виртуальная такая реальность: дорога тут, а водитель где-то там. Всё, что перед ним происходит, он однозначно воспринимает с задержкой. Таких людей в потоке определить легко: поворотники включают с запозданием, тормозят в последний момент. Даже разговор по гарнитуре отвлекает, не говоря уж о беседе без нее.

Минздрав запредупреждался...

Но курить бросили не многие. Оставим за скобками разговор о пользе или вреде этой привычки в плане здоровья. Поговорим про рассеивание внимания. А оно огромно: тебе надо достать сигарету из пачки, нащупать в кармане зажигалку, прикурить, систематически сбивать пепел так, чтобы он летел за окно, а не в салон… В общем, куря за рулем, ты думаешь обо всём, кроме дороги. Это теория. Что говорят цифры?

Времена трех зачетных попыток круга с сигаретой в руке. Среднее — 1:20,9.

Цифры говорят, что пока ты отвлекаешься на курение, можно успеть сбить несколько бабушек и одного кота в придачу: среднее время круга с трёх попыток вымахало на шесть секунд разом! Чем не подтверждение нашей теории о том, что, куря, ты не думаешь о дороге вовсе?

Александр Алексеев:

 — Курение за рулем само по себе не способствует безопасности движения. Но ко всему прочему есть и такая вероятность, что пепел попадет в салон или сигарета вообще упадет из рук в самый неподходящий момент. Однозначно, это может привести к аварии.

А как же лайки и репосты...

Как не посмотреть, что такое пишут в «Фейсбуке»? Вдруг важное? Особенно если учесть, что в интернете всегда кто-то не прав — никак не утерпишь и ткнешь в уведомление или в кнопку «ответить». За это время твой фактически неуправляемый автомобиль способен уничтожить всю популяцию бабушек, детей, кошек и собак в городе. Потому что среднее время круга при набивании сообщения на ходу выросло на 11,4 секунды! За это время машина в городе успевает пролететь без малого 190 метров. То есть ты трижды мог успеть оттормозиться в пол, но вместо этого считал «лайки» в Instagram*.

Ко всему прочему, набитый кое-как одной рукой текст нередко превращается в белиберду. Проще встать на обочине и написать без опечаток и неизбежных ошибок. У нас во время теста получилось как-то так.

Времена трёх зачетных попыток круга с набиванием сообщения в VK. Среднее — 1:26,2.

В общем и целом динамика однозначна: чем меньше ты следишь за дорогой, тем невнимательнее твое управление. В нашем случае это выливается в увеличение времени прохождения круга, в реальной жизни — в подборку ДТП на «Ютубе» с тэгами «жесть», «crash», «ужас».

Александр Алексеев:

 — Свободные руки во всех описанных случаях перестают быть свободными. Даже машина с автоматической трансмиссией все равно требует работы обеих рук. Мы своих курсантов учим, что одной рукой нельзя держаться за руль, за исключением очень редких контраварийных приемов, когда у тебя вторая рука, например, оказалась на рычаге переключения передач. В основном надо избегать отрывания рук от руля.

Выводы из всего сказанного и показанного такие же неожиданные, как итоги президентских выборов в 2012-м: за рулем надо рулить. За рулем надо смотреть на дорогу, контролировать ситуацию и быть готовым ко всему. Для курения есть курилки, для разговора по телефону — телефонные будки. Иначе — прямая дорога в раздел «Происшествия» на портале Om1.ru.

Александр Алексеев:

 — Я ни разу не видел, чтобы авария происходила просто так — всегда накладывается много факторов: один по телефону говорил, второй курил, третьего солнышко ослепило, четвертый чихнул… При совмещении этих факторов и происходят ДТП.

Чаще всего так и получается: виновники аварий говорят, что «не поняли, как это случилось», ГИБДД привычно отписывается: «Водитель не справился с управлением», — и никто не сознается, что непосредственно перед столкновением занимался чем угодно, только не управлением автомобилем.

* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter