В музее Либеров-центр открылась выставка «Миры и образы Риммы Камкиной» (0+), посвящённая 95-летию со дня рождения художницы.
Её творчество доказывает — важно быть преданным своему делу. А настоящее искусство способно расширить границы нашего восприятия. Мы решили посетить выставку и узнать побольше об омской художнице и о том, каким она видела мир.
Римма Камкина была ребёнком послевоенного времени. Потому она легко работала с любыми подручными материалами. Говорят — «играла с тем, что есть». Трудиться она тоже очень любила — она оставила большую коллекцию работ.
В действующую экспозицию вошло почти 50 работ художницы. Большая часть собрана музеем Либеров-центр, остальные — из архивов семьи Камкиной. Кстати, она поддерживала тесные взаимоотношения с музеем. Его работники рассказывают: приходила она, не ища повода, просто заглядывала на чашку чая, делилась историями и много шутила. Вспоминают Римму так: самобытная, неповторимая, искренняя.
Вне рамок и канонов
Её акварельные работы совершенно не вписывались в тенденции второй половины XX века. Акварель считалась несерьёзной техникой. Тем не менее, она всегда сама решала, что будет писать, и никогда не хотела понравиться всем.
Кстати, к признанию Камкина и не стремилась. Наоборот, её искусство было камерное. Но тем удивительнее, что её акварельные работы заметил знаменитый живописец Алексей Либеров. Он пригласил энергичную Римму в Дом художника. Так акварелистка стала членом Союза художников России. И самое интересное — художественное образование она получила гораздо позднее.
Сразу на холст
Акварельные работы Риммы Камкиной отличаются и тем, что писала она по впечатлениям. И иногда даже сама не знала, когда придёт вдохновение.
«Она часто рассказывала о том, как могла внезапно увидеть пейзаж. Как-то она шла по делам. С собой — только масло и какие-то картонки. Тогда она взяла спичку вместо кисти и написала серию маленьких мегастильных масляных работ», — рассказывает экспозиционер Георгий Романенко.

Пушкиниана
Интересно, что Римма Камкина по образованию филолог, с детства её вдохновлял Пушкин — главная тема её творчества.
«У неё он свой — порывистый, юношеский и даже трагичный», — рассказывает заведующая отделом научно-просветительской и экспозиционной деятельности музея искусствовед Галина Лузянина.
А многие работы, оказалось, не так просто «прочитать» без знания её отношения к поэту. Это её лирический герой — образ, писатель своих поэм. Мальчик, юноша с пером. И драматичная фигура, гений, который этого не знает.
«Пушкин был живой человек — это она и хотела подчеркнуть», — говорит Галина Лузянина.

Всеобъемлющие темы
Также в экспозиции встречаются сибирские и индустриальные пейзажи. При этом палитра цветов сдержанная. Обратили мы внимание и на несколько ярких работ. Например, «Евпатория». Она сильно отличается от общего настроения. И нам стало интересно почему.
«Это дань тому, что требовали выставки. Чтобы её принял зритель», — делится Галина Лузянина.
Говорит, что это — влияние тенденций советского искусства. В то время художникам задавались темы — на творческих дачах они писали пейзажи. Их Римма Камкина тоже посещала, и одна из таких работ — «Дед Тимофей». Но и здесь она писала без фальши и блеска. Прежде всего её интересовал характер вещей и людей. Да и в целом её работы — про эмоции. Одна из таких тоже нас удивила — «Дачные прелести» с комарами.
«Здесь нет глубокого символизма. Это для того, чтобы вы увидели своими глазами, как это может быть красиво», — делится Георгий Романенко.
Она писала то, что любила, и не смотрела на других. Когда рассматриваешь её картины, понимаешь: искусство не должно быть ярким, чтобы быть прекрасным. Красота — в глазах смотрящего.
Выставка «Миры и образы Риммы Камкиной» в музее Либеров-центр будет открыта до конца октября.
Материал впервые был опубликован в газете «Ваш Ореол».




