Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Фильм вместо учебника: стоит ли просмотра «Екатерина Великая» (12+) В прокат вышла кинолента об одной из самых известных правительниц Российской империи.

Фильм вместо учебника: стоит ли просмотра «Екатерина Великая» (12+)

В прокат вышла кинолента об одной из самых известных правительниц Российской империи.

Фильм вместо учебника: стоит ли просмотра «Екатерина Великая» (12+)
Фото: Kinopoisk.ru

Сразу после хулиганской биографии «Пророк» (12+) о поэте Александре Пушкине на российские экраны вышел фильм «Екатерина Великая» (12+) о жизни значимой фигуры для истории страны — императрицы Екатерины II.

Режиссёром картины стал российский оператор с египетскими корнями 37-летний Морад Абдель-Фаттах. Это его дебютная работа — ранее он выступал в роли оператора в фильмах «Стрельцов» (6+) и «Пётр I: Последний царь и первый император» (12+). Его фильм — часть цикла «Русь» (12+), исторического проекта о правителях страны. Главная роль досталась Ольге Лерман (юная императрица) и Анне Михалковой (она сыграла Екатерину Алексеевну в зрелом возрасте). Какой получилась биография выдающейся правительницы 18 века?

Исторический контекст

В 14 лет Софью Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую готовят к браку с Пет­ром III (Евгений Шварц), племянником Елизаветы I. Её главная миссия — стать прилежной женой и родить наследника, который займёт престол.

Однако Пётр оказался не лучшим правителем и мужем. Он предпочитает играть в солдатиков и развлекать графинь, вместо того чтобы проводить время с женой и заниматься государственными делами. Он доводит ситуацию до того, что подданные больше не видят в нём правителя, поэтому он отрекается от трона и уезжает под арест в Ропшинский дворец. После эпохи дворцовых переворотов в Российской империи наконец появляется сильный правитель — императрица Екатерина II.

Начинается эпоха реформ и важных завоеваний. Но и здесь не обходится без трудностей: пугачёвский бунт, смерть супруга и гибель фаворита.

Не художественный, а документальный

С самого начала фильм немного обманывает ожидания зрителя. На сайтах кинотеатров и видеосервисов жанр фильма указывается как исторический или биография. Художественная картина тоже может к ним относиться, однако, когда зритель приходит в кинотеатр, он видит настоящий документальный фильм, о чём заранее нигде не говорится.

Закадровый голос рассказывает о судьбе великой императрицы и даёт характеристику историческому периоду, а между сценами из жизни монаршей особы появляются вставки из интервью с экспертами: историком Евгением Анисимовым, журналистом Сергеем Минаевым и директором одного из российских музеев Александрой Романовой.

Художественные сцены тоже есть, но они служат лишь вспомогательным инструментом для пересказа основных моментов биографии самодержавицы. К концу таких вставок становится всё меньше и меньше. Часть про пугачёвский бунт и вовсе полностью состоит из рисунков и примечаний к ним от рассказчика.

Иногда чувствовалось, что на художественной части фильма сэкономили. Вместо того, чтобы показать впечатляющие сцены строительства знаменитых сооружений или поле битвы, зритель видит только, как императрица всё пишет и пишет письма и указы. Там, где можно было бы отснять красочную и живую сцену, показывают статику.

В фильме хоть и отражена несчастная судьба молодой Екатерины, но после того, как она взошла на трон, императрицу превращают в памятник. Каждое её решение — на вес золота, каждый её указ — политический успех. За 34 года правления императрицы наверняка были и эмоциональные, и спорные моменты её биографии. За 1 час и 40 минут фильма о личности Екатерины складывается такое же впечатление, как и после наскоро прочитанного школьного учебника по истории.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter