Афиша Омска: все развлечения города

Нико Пиросмани

Дата
Место Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Телефон (3812) 24-15-64; 20-00-47; 20-00-45
Выставка картин знаменитого грузинского примитивиста

В рамках Дней Москвы в Омской области, посвященных 300-летию г. Омска, Московский музей современного искусства представит омичам выставку картин знаменитого грузинского примитивиста.

Нико Пиросмани — яркий, самобытный художник, человек трагической судьбы. До сих пор неизвестна даже точная дата его рождения, и место погребения после смерти.
Предположительно, он родился в 1862 году в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани (Кахетия). Учился у странствующих художников, расписывавших вывески лавок. Самостоятельно начал работать со второй половины 1890-х годов, писал вывески для торговых заведений, декоративные панно, украшавшие духаны, картины и портреты на заказ. По большей части ему приходилось пользоваться красками собственного изготовления, поэтому и цветовой набор при первом взгляде может показаться аскетичным. Однако, в этой колористической лаконичности проявился незаурядный дар художника, склонного к монументальной форме, тяготеющей к особой целостности образа. Из-за отсутствия средств на покупку холста, или картона, Пиросмани часто писал на клеенке.
Существенную часть сохранившихся работ Пиросмани, вероятно, как и утерянных, составляют вывески. Этот жанр в художественной практике конца XIX — начала XX века был чрезвычайно популярен. В составе экспозиции есть уникальная работа — вывеска для духана, владельцем которого был некий Созашвили, — «Компания заходите!». Интересен и портрет самого Созашвили, в приветственном жесте поднявшего руку с рогом вина. Часто повторяющимися и излюбленными мотивами у Пиросмани всегда оставались сцены грузинских застолий. В его творческом наследии немалое значение имеют и анималистические образы, но животные в его картинах не совсем похожи на свои реальные прообразы. Можно сказать, что все его изображения зверей «очеловечены», наделены эмоциями, своим индивидуальным характером.
Пиросмани долго не имел никаких контактов с представителями художественного мира. Только в 1910-х годах в профессиональных кругах Тифлиса появился интерес к его творчеству. Художник-футурист Кирилл Зданевич и его брат поэт Илья Зданевич открыли художественному сообществу талант неизвестного автора. Он становится известным и востребованным. Однако, несмотря на популярность, в конце жизни, Нико остается бедняком, продолжает писать картины за еду, а мировая слава приходит к нему только после его смерти.
Смерть Пиросмани трагична, он скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года. Его обнаружили в подвале дома на Молоканской улице, больного и беспомощного, три дня пролежавшего в одиночестве. Через полтора дня в больнице, куда его отвезли, он скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.
Доброе и искреннее искусство Нико Пиросмани покоряет своей непосредственностью, художественной самобытностью и чистотой. Как художник и творец, он от рождения был наделен абсолютным чувством гармонии.
Открытие выставки состоится 2 августа в 15.00 в Омском музее изобразительных искусств им.М.А. Врубеля.

www.sibmincult.ru